Друзья, мы приглашаем вас на очередную прогулку по Санкт-Петербургу в компании замечательного нашего земляка Сергея Довлатова и, конечно же, «в обществе» персонажей его книг. Сегодня у нас в руках – вновь сборник «Чемодан», и отправимся мы на станцию метро «Ломоносовская», где разворачивается действие рассказа «Номенклатурные полуботинки».
Добраться до «Ломоносовской» от нашего дизайнерского отеля Art Nuvo Palace на Васильевском острове очень легко: просто дойти до станции «Василеостровская», спуститься в метро, пять остановок по прямой – и мы на месте. Ну а пока нас мчит поезд – открываем книжку и читаем... Или перечитываем, потому что довлатовские сюжеты можно читать и перечитывать по многу раз, и всё с тем же восторгом, и подмечая и открывая для себя какие-нибудь новые замечательные детали.
«Должен сознаться: ботинки эти я фактически украл...» – с этой фразы начинается рассказ. Так что темой сегодняшней прогулки будет вот что.
Наверняка многие поклонники писателя задаются вопросом: «Очень многие истории Довлатова – от первого лица, и он сам в них – один из главных героев. А вот интересно, что там было на самом деле, а что – авторская фантазия?»
«Контур писательской жизни должен быть для читателя радужно размыт...» – так говорил сам Сергей Донатович. Но давайте, пока едем к «Ломоносовской» – все-таки попробуем кое-что выяснить!
Кстати, почему станция именно «Ломоносовская»? Вернее, понятно, что названа она в честь Михайло Васильевича, но почему именно эта станция?
Всё просто: там совсем рядом – Фарфоровый завод, долгое время носивший имя Ломоносова, и официальное клеймо на продукции было ЛФЗ, «Ломоносовский Фарфоровый Завод», благо великий наш ученый много сделал и для совершенствования отечественного фарфорового дела. Еще один топоним – платформа «Фарфоровская» перед Московским вокзалом, тоже неподалеку. Хотя в проекте станция метро числилась как «Ивановская», по близлежащей улице. И возвращаемся уже к сюжету рассказа.
«Однажды знакомые по блату устроили меня на комбинат декоративно-прикладного искусства. Так я стал учеником камнереза...»
Факт биографии подлинный, друзья юности подтверждают, что и подмастерьем будущему Писателю довелось побыть, пусть и недолго. Другое дело, что...
На самом деле действие рассказа происходит в 1970 году, Довлатову уже 29 лет, и едва ли он отправился «в ученичество» в столь зрелом уже возрасте. Наверняка раньше. Но не суть, это же Литература!
«Учителей моих звали Осип Лихачев и Виктор Цыпин. Оба были мастерами своего дела и, разумеется, горькими пьяницами...» Вот это в точку, Сергей Донатович! В самое «яблочко»!
«Вскоре наша бригада получила срочный и выгодный заказ. Нужно было вырубить барельеф Ломоносова для строящейся станции метрополитена...»
Ага, вот отсюда и берется время действия: «Ломоносовская» была открыта в 1970 году.
«Скульптор Чудновский быстро изготовил модель. Ломоносов был изображен в каком-то подозрительном халате...» Конечно, среди ленинградских скульпторов фамилию «Чудновский» мы не найдем. По некоторым косвенным данным можно судить, что в реальности фамилия автора была Лазарев, «но это не точно». А почему не точно – про это чуть позже.
«Выяснилось, что станцию решили запустить к Октябрьским праздникам. Нужно было спешить, так что работу пришлось заканчивать прямо под землей...»
На самом деле «Ломоносовская» была открыта 21 декабря 1970 года, так что спешили к Новому году, а не к 7 ноября. Но смысл тот же.
«Тут возникло неожиданное затруднение. Эскалаторы бездействовали, идя наверх за водкой, требовалось преодолеть шестьсот ступенек...» И вот снова – отличное знание «жизненной фактуры». Глубина «Ломоносовской» – 65 метров, высота эскалаторной ступеньки – чуть больше десяти сантиметров, так что всё четко, сходится: браво, Сергей Донатович!
«Короче, за день я шесть раз ходил наверх...» А вот тут – возможное преувеличение: 65 метров умножить на 6 – это 390 метров, больше, чем Ленинградская телевышка (326 м). Да еще после «Столичной». Ну хорошо, пусть будет литературный прием «гипербола»: зато очень смешно!
Ну а собственно после окончания всех работ происходит торжественное открытие станции, праздничный банкет, на котором главный герой фактически и крадет те самые Номенклатурные Полуботинки у мэра города товарища Сизова. После чего...
«Пойдем отсюда. Чего мы тут не видели. – сказал Лихачев, – Я знаю пивную неподалеку, на улице Чкалова...» Небольшая нестыковочка: именно улицы Чкалова в Ленинграде нет. Есть Чкаловский проспект, но он на Петроградской стороне, от «Ломоносовской» совсем не близко. Но, опять же, не суть. В конце концов, «Чемодан» Довлатов писал уже в эмиграции, мог и позабыть немножко ленинградскую географию.
«А нашего Ломоносова через два месяца сняли. Вроде бы ленинградские ученые написали письмо, что скульптура принижает великий образ...» Истинная правда: ныне существующий барельеф теперь бронзовый, а не мраморный, и появился уже в середине 1980-х годов.
«Но деньги нам заплатили полностью. «Это главное» – сказал Лихачев...» И вновь – полностью согласны! Главное, что появилась замечательная новелла, а всё остальное... А, вот уже и голос из динамиков: «Следующая станция – «Ломоносовская». Мы почти у цели. Вперед, и еще раз спасибо Сергею Довлатову за прекрасную историю!
Понравилось? Тогда это не последняя наша «Довлатовская прогулка»!
Встречаемся на традиционном «литературном» месте: Васильевский остров, отель Art Nuvo Palace, 17-я Линия, дом 64.
Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/
Также в этой серии о Довлатове: