Стеклоблок и СССР связаны одной даже не нитью, и не тросом, а цепью килограммов так на 300 как минимум. Все, чьё детство прошло в 70-90-х годах прошлого века помнят стройные ряды полупрозрачных стеклянных кирпичей, которыми были отделаны бассейны, раздевалки, туалеты и даже подъезды в местах не столь отдалённых (если что я про юг).
Именно на советских курортах, пансионатах, больницах и санаториях, грязе- и водо- лечебницах очень любили стеклоблоки, поэтому распихивали их везде где только можно и даже нельзя. Однако к концу века мода на стеклянный зародыш кирпича постепенно прошла, более 30 лет о нём никто толком и не вспоминал.
И только сегодня постепенно стеклоблок снова входит в моду, дизайнеры, архитекторы объясняют, что стеклоблок это не обязательно пыльная стена в советской раздевалке, это интересный предмет декора, который может стать украшением всего дома. Тем более этот самый стеклоблок совсем не советский, а...
вот про это сегодня и поговорим.
Многие считают, что изобретателем стеклоблока, то есть конструкционного элемента аля кирпич, только из стекла является американец James G. Pennycuick (по-русски переводится как Женя Быстраякопейка), который оформил патент на своё гениальное творение в середине XIX веке.
НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО НЕ ТАК!
Честно, не знаю, кто запустил эту информацию в интернет, но Пенниквик к стеклоблоку относится как танкист к трактору. Вроде бы похоже, но результат совсем иной.
Начнём с того, что патент на своё изобретение Быстрокопейкин оформил в 1885 году, что как-то далековато от середины века. Патент № 312.290 от 17 февраля 1885 г. говорил о специальных стеклянных призмах, которые могли заменить окна... в полу.
Дело в том, что в конце 19 века в свободных и демократичных США негров афроамериканцев, несмотря на отмену рабства, за людей не особо-то и считали. Свобода у них была, но отношение к ним было хуже, чем к узбекам на московских стройках.
Это была полубесплатная рабсила, которая могла впахивать как терминатор от столба и до обеда в любых условиях. В том числе в подвалах. Дома в США того времени частенько имели огроменнейшие подвалы, которые выходили даже за пределы дома, и находились под мостовой. В них располагались тогдашние аналоги сегодняшних китайских фабрик. Негры работали в поте лица практически без света, вентиляции и даже воды (после этого расскажите о том, как тяжело работается в офисе).
Вот Пенниквик и задумался о том, как осветить подвалы, без использования энергоресурсов, то есть, желательно, на халяву. И придумал "Люксард". Это был тот самый стеклоблок, только с одной стороны он был плоский, а с другой стороны была небольшая призма, которая собирала свет в пучок. Несколько десятков таких блоков-призм объединялись в раму и бетонировались в потолке подвала/тротуаре. Выглядело это так:
Негры пахали внизу, света было больше, выработка тоже приросла, а затрат на освещение практически ноль.
Похоже на стеклоблоки?
Сходство есть, но в целом... разница огромна, ведь по сути дела - это окно.
Изобретателем же советского стеклоблока был... только не смейтесь... известный швейцарский политик Гюстав Фальконье. Всю свою жизнь он провёл на посту городского префекта и только под пенсию открыл собственное архитектурное бюро. Вся Швейцария знает его как умного и честного служащего, весь мир, как гениального архитектора.
Фальконье в 1888 году патентует тот самый стеклоблок. В отличие от изобретение Пенниквика, блок Фальконье был в первую очередь конструкционным материалом, из которого можно было возводить стены.
Это был взрыв бомбы, патент Фальконье сразу же выкупили предприниматели из 12 стран. В том числе и из России. Уже в 1900 году в России существовало 3 завода по производству кирпича Фальконье.
То есть уже до революции в нашей стране были знакомы с кирпичами Фальконье и призматическими окнами Пенниквика. После революции, с расцветом НЭПа заводы, которые производили кирпич Фальконье в России, не остановили свою деятельность, а даже наоборот, расцвели.
Тем более, наши провернули очень интересный финт: они взяли идею Фальконье о прозрачной стене и соединили её с идеей Пенниквика (всё же у того блоки из стекла были более удобные - квадратные), однако убрав из неё металлический каркас.
Что это дало?
Всё просто: отказ в выплате комиссионных за использование патентов Фальконье и Пенниквика. Фактически в СССР существенным образом улучшили стеклоблок, побрив на большие деньги его создателей. Наследники Быстрокопейкина пытались жаловаться и даже судиться, но безрезультатно. Наследники же Фальконье сразу махнули рукой, посчитав, что как на СССР наедешь, так и слезешь. Фактически так оно и произошло.
В период Великой отечественной, сами понимаете, было не до дизайна и прочих архитектурных излишеств, поэтому расцвет популярности стеклоблока произошёл в 60-80е годы, когда возобладала типовая застройка. Тут стеклянный кирпич пришёлся как нельзя в пору.