Найти в Дзене
Немелочи жизни

Поезд-баня во время боевых действий


Нашла интересный материал и хочу им поделиться с Вами, уважаемый читатель.

Душ, баня - это для нас очень важно. Не буду рассказывать, почему. Это общеизвестно.

А вот как решался вопрос гигиены во время ведения боевых действий в начале 20 века?

Еще в 1904 году бвл создан БПДП. Расшифровывается следующим образом: банно-прачечный дезинфекционный поезд. Такие поезда были только в России. И русский солдат понимал, что о нем заботятся.

Первоначально поезд состоял из 4 вагонов, и впервые был использован на Дальнем востоке в период русско-японской войны. В поезде были прачечные, дезинфекционные камеры со штатом из 14 человек.


Поезда-бани использовались и в годы Первой Мировой войны.
Они оказались особенно нужными тогда, когда начались позиционные действия. Бани и прачечные были крайне необходимы для борьбы с эпидемиями, паразитами.

Нужно сказать, что стационарные бани тоже были, и их было, конечно, большинство. Они открывались в самых различных помещениях. Это могла быть изба, сарай, землянка, палатка. Даже просто в окопе могла быть банька. Ее топили ночью, чтобы не привлекать внимание противника.

Статистика говорит, что такую баню посещали до 300 человек за сутки. Солдатам предоставляли мыло, мочало. И очень важно: выдавали чистую одежду. Поэтому при каждой бане был запас белья, а также починочная мастерская, где ремонтировали одежду.

А еще зачастую при банях были чайные, и там солдаты после бани бесплатно могли попить чай с сахаром.


Но нужно было быстрее обслуживать фронтовиков. Шефство над решением этого вопроса взяла не себя Александра Федоровна (императрица). 2 ноября (по новому стилю) 1914 г по инициативе Е.Е.Рухловой было решено создать поезда - бани. И уже 24 ноября такой поезд отправился в путь до Царского Села, где был осмотрен царской семьей.


Поезду было присвоено наименование: "Поезд-баня ведомства путей сообщения имени Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны для воинов Действующей армии".
25) ноября поезд был освящен, а 27 отправился в Действующую армию.

Первый поезд имел две цистерны с водой. Из них она поступала в парильню и баню. Были также вагоны-раздевальни. Оттуда одежда поступала в дезинфекционную камеру. Камера за 10 часов могла обработать около 400 кг белья. В таком поезде-бане за сутки мого помыться до 2000 человек. И еще был вагон-чайная и кухня.

Поезд-баня был защитного цвета.

Как же были оборудованы вагоны?
Раздевальня имеет 3 скамьи - по бокам и посередине. На скамьях пронумерованы места. Их 48. На каждом месте лежат два мешка с таким же номером. Когда солдат заходит в раздевальню, то получает номерок. Одежду складывает в один, а белье - в другой. Мешки потом убирались санитарами и одежда отправлялась на дезинфекцию. В раздевальне также солдат стригли.
Вагон-баня был рассчитан на 24 места для мытья, разделенные перегородками, с кранами-смесителями. Также имелась парильня. ОБслуживающий персонал состоял из банщиков, санитаров, цирюльников, фельдшеров и других лиц.

Одевальня по устройству напоминает раздевальню. По тому же номеру солдат отыскивает свое место и находит там уже чистое белье.
Чайная. Одевшись, солдат приходит в чайную, чтобы попить чай с сахаром.
Дезинфекционная камера. Здесь дезинфицировали верхнюю одежду.
Паразитов уничтожали в другой камере. Во вращающиеся барабаны помещали одежду и 10-15 минут "продували" ее горячим воздухом (до 100°С).

Когда поезд-баня отправлялся в армию, он брал 100000 штук чистого белья. Если запасы истощались, специальные поезда подвозили белье.

Расход по снабжению поездов-бань всем необходимым составлял в месяц до 2000 рублей.
Поезд-баня был очень популярен в солдатской среде.

"Общий восторг вызвал поезд-баня, - писал в своём военном дневнике Великий Князь Андрей Владимирович. - Те корпуса, которые имели возможность им воспользоваться, прямо не нахвалятся".


За время Первой мировой войны в России было построено 13 банно-прачечных поездов.



На фото: открытие поезда-бани в Петрограде. Ноябрь 1914 год.

Взято в открытом доступе в интернете.
Взято в открытом доступе в интернете.

Напишите в комментариях, интересна ли для Вас была эта информация. Поддержите канал, Ставьте лайки и комментарии.

#история #интересное #поезд-баня #первая мировая #интересные факты #интересныефакты