Кинематограф – это проекция – сюжет, персонажи, их характеры, взаимодействие, их побуждения, желания, страхи, страсти.
Для данного принципа проецирования значим не только психоанализ Фрейда, но и аналитическая психология Юнга, как еще одна базовая глубинная школа психологического знания.
В чем заключается принцип проекции?
Когда человек соприкасается с идеей фильма, с ее содержанием, а также с тем, что было заложено в готовую творческую работу сценаристом, что было реализовано режиссером, игрой актеров и талантом операторов, эта идея, так или иначе, откликается в его психике.
Она вызывает в ответ у человека определенные переживания, эмоции, инсайты, обращая, таким образом, человека к его личной бессознательной проблематике через мастерство и таинство киноповествования.
Личности без единой «царапинки» не существует в природе, как и не существует фильма без проекции, потому что создатели кино – тоже люди, и у них тоже есть психика с ее как уникальным, так и коллективным содержимым, включая сложные переживания и травмы.
Поэтому зритель через контакт с сюжетом картины, несущей в себе проекции ее создателей, интуитивно касается той части своего Я, где располагается «корень» его личностного, глубинного конфликта, сопоставимого с тем, что он наблюдает и проживает в фильме (в том числе, и свои скрытые теневые качества личности).
И тогда нечто ранее недоступное ему, его Эго-сознанию, нечто вытесненное, непринимаемое в себе или травмированное/травмирующее, словно, оживает, пробуждаясь от «забвения», в которое до момента контакта с проекцией (посредством фильма) был бережно «укутан» его невроз, удерживаемый годами в «темных водах» Я силами естественных защитных механизмов психики.
Кино, содержащее мощные проекции (допустим, глубинную архетипическую символику, из коллективного бессознательного человеческой личности), способно на время освободить сознание человека от влияния многих защитных систем психики, порой аккуратно складывая, сдвигая их, словно ширму, а в другой раз – резко срывая, как присохший пластырь.
Так кино оголяет в нас уязвимое – то, что мы не готовы демонстрировать другим. И самим себе.
Нашу Тень.
Но так происходит не всегда и не у всех.
Мы – люди – разные.
Фильмы – тоже.
Когда проекция работает?
Стимуляция глубинных переживаний зрителя особо актуальна в тех случаях, когда кино напитано личной проекцией режиссера, сценариста/автора, по работе которого был поставлен фильм, а также когда в фильме есть хорошо реализованный универсальный архетипический «продукт» (знаки, символы, образы, относящиеся, допустим, к тому или иному социокультурному коду).
Вот тогда кино уже – не просто развлечение, а искусство.
Вы лично можете ощутить функционал механизма проецирования, выбирая для просмотра фильмы признанных мастеров кинематографа.
Даже если что-то в таких работах осознанно не покажется вам близким, значимым или отвечающим не важные личные вопросы, то бессознательный отклик в глубинном пласте психики оно все равно найдет. Потому что такая сильная проекция, как качественный творческий продукт/вид искусства, содержит в себе все необходимое для того, чтобы коснуться, так называемой, пра-памяти человека – его общечеловеческой части Я, включающей в себя манифестации коллективного бессознательного, отголоски людского жизненного опыта за все время существования человечества, передаваемых из поколения в поколение, которые мы не осознаем, но которые влияют на нашу осознанную деятельность архетипически (например, как в случае с детьми, воспринимающими сказки? они интуитивно способны понять, кто в истории есть герой, а кто - злодей, так как их характеристики - архетпичны и принадлежат коллективной части психики, той самой - общечеловеческой).
Например, для меня такими мастерами воплощения человеческого глубинного в кинематографе (по крайней мере, на данном жизненном этапе) являются – Бергман («Шепоты и крики»), Висконти («Гибель богов»), Герман старший («Хрусталев, Машину!» - самый любимый, но мне все его 7 картин очень нравятся), Герман младший («Бумажный солдат»), Сокуров «Тетралогия власти» (это 4 картины, связанные единым концептом), Аскольдов «Комиссар» (его единственная режиссерская работа в кинематографе!), Рой Андерссон (все работы, без исключения - атмосферные), Звягинцев («Елена», «Изгнание», «Возвращение»), Сигарев («Жить», «Волчок», «Гупешка») и некоторые другие.
У каждого из вас может быть свой аналогичный список «великих реализаторов проекций».
Видеть человеческую природу их глазами – интересный, потрясающий, полезный опыт, так как он обогащает нас знанием о самих себе.
Быть может, это и есть - магия кино? =)