ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Значительную часть жизни христианина составляет поклонение Богу. Христианин, который регулярно не выражает преданность своему небесному Отцу, - это противоречие, несостоявшийся христианин. Христос пришел в мир, чтобы привести нас к Богу. Мы, христиане, являемся частью Божьей семьи, а Иисус Христос - наш старший брат. Наша жизнь состоит в поклонении Богу, а наше служение - в проповеди Его евангелия миру.
Псалом 80 говорит о таком поклонении, которого хочет Бог. Поскольку Бог является центром нашего поклонения, то Он имеет исключительное право говорить нам, как Ему поклоняться. Какого же восхваления Он хочет от нас? Давайте посмотрим.
По всей видимости, стих 4 указывает на то, что этот псалом использовали в Израиле на одном из трех ежегодных религиозных праздников. Упоминание Иосифа в стихе 6 наводит на мысль, что псалом мог быть написан на севере в тот период, когда Израильское царство было отделено от Иудейского (931-722 гг. до н.э.).
Псалом можно разделить на две части. Первая часть составлена из призывов славить Бога. Вторая начинается с местоимения “Я” в начале стиха 7. Псалмопевец пишет так, будто говорит Бог. Обратите внимание на местоимения первого лица единственного числа, которые в контексте относятся к Богу, а не к человеку.
Подобно псалму 8, этот псалом содержит фразу “На Гефском (евр. гиттиф) орудии” (“Под аккомпанемент Гефа”; Современный Перевод). Значение слова “гиттиф” точно не известно, но возможно, оно как-то связано с городом Геф.
Можно ли стать более угодными Богу, поклоняясь Ему? Как Он хочет, чтобы мы поклонялись?
I. РАДОСТНО (ст. 2-6)
Во-первых, Бог хочет, чтобы мы представали перед Ним с чувством радости. Частью поклонения является радостное восхваление Бога за данные нам благословения.
«Радостно пойте Богу... Возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева. Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал» (ст. 2-6).
В первой части псалма говорит сам автор. Он призывает людей присоединиться к нему в радостном поклонении во время праздника. Воодушевляя людей отметить праздник, псалмопевец использует пять глаголов в повелительном наклонении: “пойте”, “восклицайте”, “возьмите”, “дайте” и “трубите”. В этом отношении псалом схож с псалмом 110 и другими из категории хвалебных гимнов, только здесь нет восклицания “аллилуйя”.
Для поклонения в ветхозаветные дни была характерна радостная музыка, как вокальная, так и инструментальная. (Использование инструментальной музыки - один из многих моментов Моисеева закона, которые не перешли в богослужение новозаветной церкви. Большинство псалмов в Псалтири выражают религиозные мысли, свойственные христианину, но некоторые противоречат учениям Нового Завета). Здесь упомянуто несколько музыкальных инструментов. На струнных инструментах играли щипком; смычок не был известен. Тимпан - это небольшой барабан. Труба (ст. 4), среди прочего, использовалась во время приношения жертвы всесожжения и других жертвоприношений как напоминание о том, что Израиль принадлежит Богу (Чис. 10:10).
Так как люди жили по лунному календарю, их праздники совпадали с фазами луны. Новолуние знаменовало начало месяца. Слово, в стихе 4 переведенное “в определенное время”, в Библии встречается только здесь и в большинстве современных переводов Библии переводится “полнолуние” (см. Современный Перевод).
Закон, или устав, на который ссылается псалмопевец в стихах 5 и 6, приводится в Исх. 23:14-19. Стих 4 указывает на праздник Пасхи, так как псалом больше говорит об освобождении от египетского рабства, чем о благодарении за щедрый урожай.
Поклонение в описании псалмопевца - радостное событие. Пусть это не время для смеха, но оно должно быть наполнено радостным благодарением. Истинное поклонение должно источать благодарность за то, что Бог сделал для нас.
II. С ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ПРЕДАННОСТЬЮ (ст. 7-11)
Другой характерной чертой поклонения является исключительная преданность. Богу должно поклоняться как истинному и живому Богу. Заметьте, как эта мысль выражена в следующих стихах псалма:
«Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин. В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя... при водах Меривы испытал тебя. Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе. Израиль! О, если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному. Я - Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их» (ст. 7-11).
Со стиха 7 начинается Божья весть; в нем Бог перечисляет Свои славные дела на благо Израиля. Остальная часть псалма написана в форме пророчества, в котором псалмопевец говорит от имени Господа, употребляя местоимение первого лица.
В этом пророчестве Бог рассказывает об избавлении Своего народа от египетского рабства. Бог снял тяжести с их плеч и освободил их руки от корзин (ст. 7). Иначе говоря, Он облегчил их изнурительный труд в Египте.
Основываясь на Своих добрых делах по отношению к Своему народу, Бог призывает его к верности. Главным камнем преткновения на протяжении всей истории Израиля вплоть до пленения было поклонение идолам: Бог требовал от Своего народа исключительной верности. Учитывая Свою безграничную силу, Господь побуждает их просить: “Открой уста твои, и Я наполню их” (ст. 11).
Прослеживая исход из Египта, псалмопевец сразу же переходит к трудностям в пустыне, ставшим испытанием веры скитальцев. В частности, чудо в Мериве (Исх. 17:6, 7) служило установлению абсолютной зависимости Израиля от их спасающего Бога. Здесь заканчивается первый раздел, и со стиха 9 начинается Божье назидание народу. Обычно в подобных псалмах человек просит Бога внять ему, но в стихе 9 мы видим обратное. Уникальным принципом религии Израиля было абсолютное единобожие - истина, подчеркиваемая здесь, как и во Втор. 6:4, призывом ко вниманию.
Стих 10 в отрицательной форме излагает главную из Десяти заповедей: “Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному”. Начав с этого запрета, псалмопевец говорит о самом замечательном избавлении, вмешательстве в историю, которое сформировало Израиль в Божий народ: он говорит об исходе из Египта.
Истинное поклонение предполагает признание Бога единым истинным и живым Богом. Он не потерпит соперников.
III. В ПОКОРНОСТИ (ст. 12-17)
В-третьих, поклонение должно исходить из покорных сердец. Бога нужно прославлять в покорности и любви.
«Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне. Потому Я оставил их упорству сердца их. О, если бы народ Мой слушал Меня. Я скоро смирил бы врагов их, и обратил бы руку Мою на притеснителей их; ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда. Я питал бы их туком пшеницы, и насыщал бы их медом из скалы» (ст. 12-17).
Возвращаясь к обсуждению Исхода, в стихе 12 автор вновь переходит к отрицанию. Он логически развивает мысль и уже в утвердительной форме заканчивает обещанием щедрых благословений. Бог освободил Свой народ (ст. 11). А так как они не оценили этого и не покорились (ст. 12), Бог оставил их жить “по своим помыслам” (ст. 13). Если бы они вернулись и послушались (ст. 14), Бог наказал бы их врагов (ст. 15, 16) и благословил самой лучшей пищей (ст. 17).
Восклицание стиха 14 показывает глубокую скорбь Бога по поводу того, что Израиль оказался неблагодарным и неверным. Божий избранный народ не захотел повиноваться Ему. И как страшный результат непокорности, Бог покинул их, оставив во власти похоти их сердец; они стали жить по собственному разумению. Их грех стал их самым большим наказанием, как сказал Павел о язычниках в Рим. 1:24-27.
История Израиля могла бы сложиться совсем иначе - на это указывают стихи 14 и 15. Если бы Божий народ прислушался к Нему и ходил Его путями, Он смирил бы их врагов (ст. 15). Он одолел бы даже ненавидящих Господа израильтян (ст. 16), и народ бы не погиб. Израильтяне благоденствовали бы вечно. Господь питал бы их отборным хлебом и насыщал бы медом из скалы (ст. 17). Какой пафос звучит в этом контрасте между тем, что было на самом деле, и тем, что могло бы быть! А все дело было просто в послушании.
Бог не приемлет поклонения, если оно исходит от непокорных детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Позитивная сторона псалма дает нам краткую схему приемлемого поклонения Богу: мы должны представать перед Ним с радостью, с исключительной преданностью и с покорными сердцами. Когда мы именно так поклоняемся и служим Богу, Он принимает наше поклонение и щедро благословляет нас.
С негативной стороны эти стихи являются комментарием к жизни многих людей. Несмотря на все, что Бог сделал ради их спасения, они не обращают на Него внимания. Его единородный Сын отдал Свою жизнь, а они отказываются отдать свою жизнь на служение Ему. Они глухи, упрямы и эгоистичны - точно такие, как Его народ в древности. Как бы Он хотел благословить каждого из нас, устранив наши трудности и дав нам духовный хлеб и мед! Он питал бы и насыщал нас, если бы мы слушали Его и ходили Его путями!
Давайте так жить и так поклоняться Богу, чтобы Он мог с удовлетворением принимать наше поклонение и изливать на нас Свою постоянную заботу.