Несколько ночей назад мне приснился плохой сон (не буду утомлять вас подробностями), и я проснулся в страхе и растерянности. Это было фиговое начало моего дня, и я чувствовал себя немного не в своей тарелке в течение следующих нескольких часов. Мы все были там. Но, возможно, плохие сны имеют благотворную цель.
Исследования Женевского университета показывают, что плохие сны служат благотворной цели, помогая нам лучше реагировать на страшные ситуации во время бодрствования.
В ходе исследования добровольцы в течение нескольких ночей спали, подключив ЭЭГ, а также были опрошены об их снах. Затем их мозг был просканирован с помощью МРТ. Основываясь на ЭЭГ, опросе и МРТ, исследователи определили, что одни и те же области мозга стимулируются плохими снами и пугающими ситуациями во время бодрствования.
Затем исследователи показали добровольцам эмоционально негативные изображения, подключенные к функциональному аппарату МРТ, и обнаружили обратную корреляцию между интенсивностью и частотой плохих снов и стимуляцией частей мозга, отвечающих за страх. Другими словами, добровольцы, у которых было больше плохих снов, испытывали меньше страха или негативных эмоций в ответ на тревожные образы.
Авторы исследования утверждают, что наш мозг моделирует пугающие ситуации во сне, чтобы лучше реагировать на них, когда мы просыпаемся. “Сны можно рассматривать как настоящую тренировку для наших будущих реакций и потенциально они могут подготовить нас к встрече с опасностями в реальной жизни”, - сказал один из исследователей.
Одно важное замечание: вывод этого исследования относится к плохим снам, а не к кошмарам, которые они определили как плохой сон, “характеризующийся чрезмерным уровнем страха, который нарушает сон и оказывает негативное влияние на человека после пробуждения”. Нарушение сна и чрезмерный страх, вызванный кошмарами, могут не принести пользы от более заурядных плохих снов: “Мы считаем, что если во сне превышен определенный порог страха, он теряет свою полезную роль в качестве эмоционального регулятора”.