Статья предназначена как для людей уже занимающихся медитацией в рамках буддийской философии.
В данной статье мы не будем касаться вопросов на тему разных классификаций Чаньских медитаций. Предполагается, что ответы эти вопросы читателям нашей статьи уже не актуальны.
Статья не закончена и периодически будет обновляться.
Мы надеемся, что знания , полученные из статьи помогут вам на пути к просветлению!
Препятствия в медитации
1. Возбуждённость
Совершенно не успокоенный ум. Состояние страсти и наличие признаков приятного. Объектом возбуждения является то, чему приписываются признаки привлекательности.
Сознание, по каким –либо причинам, приписывает некоему объекту признак привлекательности. От этого ум становится не успокоенным.
Это отличается от понятия веры и восприятия искусства. При наличии сильной веры и восприятии искусства ум становится спокойным, проникающим, острым. А при возбуждённости ум становится жаждущим и не успокоенным, потому, что начинает стремится к объекту с признаком привлекательности. Включается клеша Страсть. Обязательно присутствует механизм устремления ума к внешнему объекту. В случае возбуждения ум не стремится к себе, он стремится к конкретному внешнему объекту.
Результат:
Возбуждённость полностью подавляет элемент спокойного пребывания ума , медитация не может продолжаться. И не реализуются состояния витака, вичара, смрти, прашрабхи и т.д. Т.е. любая медитация в состоянии возбуждённости не возможна, т.к. ум посстоянно прыгает от себя к внешним объектам.
Возбуждённость бывает грубая ( стхула) и тонкая (сукщама).
Грубая:
в уме вместо объекта созерцания появляется иной привлекающий образ затмевающий объект созерцания. Объект медитации «выгружается» из ума и заменяется более привлекательным. Объект созерцания становится скучным и не понятным. Ум как бы говорит: «Вы хотите мне скучную нудную жизнь».
Лечение : Необходимо взять маленькое дело, маленький объект медитации ( дыхание, шаги) и доделать упражнение или дело до конца. Постепенно увеличивая значание дела и исследуя более серьёзный объект.
Тонкая:
Не выгружает объект медитации но при наличии объекта созерцания создаёт мелькание мыслей о приятном. Как бы «сбивает» прицел.
К возбуждённости примыкают факторы : активность и отвлекаемость ( викщепанна).
Активность: мысли об нравственности , терпении благости и других благих качествах.Вспоминание хорошего «Я». «Я такой правильный! Я правильно всё делаю! Я в такой момент ( сидя в медитации) такой весь духовный! И т.д.»
Отвлекаемость:
Ум направлен на объект сформированный под воздействием трёх ядов.
2. Заторможенность ( нимагна)
Отсутствие устойчивого восприятия объекта. Объект не чёткий, не ясный.
Снижается сила восприятия.
Заторможенность: грубая и тонкая
Грубая :
Подавляет ясное восприятие вообще и заставляет объект убраться, исчезнуть из ума. Подавляет ясность восприятия.
Тонкое:
Заставляет объект сделаться не ясным, аморфным, слабым.
К заторможенности примыкают отуманенность и покров ( джнея-аварана)
Отуманенность – недееспособность ума и присутствие всех клеш. Проявляется как тяжесть в теле, сонливость, аппатия туман в уме. Ум становится не способным медитировать. Является клешей. Ум, подверженный отуманенности становится или не благим или нейтральным.
Покров – клеша- препятствие, возникающее при изучении неправильных философских воззрений или при возникновении своих неправильных философских воззрений и взглядов.
Бывают явные – заторможенность,возбуждение
Не явные –находятся внутри ума и не осознаются
А.М. Ковган. Из лекций по буддийской философии г.Красноярск 2022г.