Найти тему
Евгений Рудный

От дуализма Декарта к теории виртуального мира

В статье Светланы Месяц приведена интересная информация о том, как понятие ‘сознание’ вошло в новоевропейскую философию:

‘Латинское существительное conscientia, давшее начало английскому consciousness, французскому conscience, немецкому Bewußtsein, возникло как перевод греческого συνειδός, означающего, во-первых, знание, разделяемое между собой группой людей, и во-вторых, совесть. Подобно своему греческому оригиналу, conscientia происходит от глагола scire – «знать» и предлога cum – «вместе», «с», что можно буквально передать по-русски как со-знание, совместное знание. Двух человек называют «сознающими», если они вместе осведомлены о каком-нибудь событии, особенно, секретном или скандальном. Сonscius в этом смысле означает почти то же самое, что «соучастник». Но и один-единственный человек может обладать «сознанием», если он разделяет некое знание только с самим собой. Это может быть знание о совершенном втайне от других поступке, чаще всего, постыдном, или осведомленность в собственных душевных движениях.’

В значении ‘сознание = осознание’ это понятие первым стал использовать Рене Декарт.

‘Однако усомнившись во всем содержании мышления, философ скоро замечает, что единственное, в чем он усомниться не может, это существование самого мышления, поскольку когда мы сомневаемся, мы тем самым мыслим. В результате, перенося внимание с предмета мышления на само мышление, он обретает выход из состояния радикального сомнения, обретая прочную основу знания в утверждении cogito ergo sum: мыслю, следовательно существую.’
‘уже в написанном спустя два года после «Размышлений» трактате «Первоначала философии» философ начинает использовать для этих целей термин conscientia – сознание. В §9 он дает следующее определение мышлению: «я называю мышлением все совершающееся в нас таким образом, что мы тотчас же непосредственно осознаем это в самих себе».’

Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2022/09/dualizm-i-virtualnyi-mir.html