Мы гнали по горным серпантинам и шоссе в сторону Севана, в надежде хоть что-то успеть еще до темноты. По плану было еще 2 локации, но солнце стремительно садилось, и надежды было все меньше.
Я уже говорил, что мы оказались очень неторопливыми туристами, везде подолгу гуляли, наслаждались видами. Нам нравилось, что в отличие от автобусных туров, гид нас не подгонял, и мы были абсолютно расслаблены. Но, как оказалось, зря. Ведь во времени все-таки мы были ограничены.
Кто-то дремал, кто-то смотрел в окно на закатное солнце. Наконец впереди показался Севан. Эта часть его дикая, не испорченная гостиницами и туристами. Так хотелось посидеть на берегу и насладиться видами, но мы ехали дальше.
Когда казалось, что солнце вот-вот сядет, водитель сообщил что мы приехали. И тут случилось то удивительное, ради чего вообще стоит путешествовать.
Это место называется Норатус – средневековое армянское кладбище. Да-да, именно на кладбище мы приехали на закате. Конечно, ни одной машины, ни одного туриста уже не было.
Вдруг между хачкарами, показалась фигура человека. Он как-то странно ковылял, толи пьяный, толи еще что-то, но очень спешил именно к нам. Подойдя ближе, он стал жестами зазывать нас зайти внутрь. Мы поняли, что он абсолютно трезв, и его странная походка - это из-за болезни. Это был мужчина, может сорока лет, но понять было трудно, в чистой и опрятной одежде, выбритый. Он продолжал звать нас внутрь, оказалось, что с речью у него тоже трудности, с трудом можно было различить слова, да еще и на армянском. Но он так открыто и радостно улыбался, что мы поддались и пошли за ним. И это была самая необычная экскурсия в моей жизни.
Явно зная каждый хачкар здесь, он, видимо, повел нас по своим любимым. То мыча на армянском, то жестами он объяснял рисунки на камнях, мы приглядывались – и правда, ножницы, кувшин с вином, птица, всадник на камне.
На этих камнях была рассказана целая история людей, лежащих под ними. Вот целая семья, мама, папа и дети. Вот бравый воин, видимо проживший недолгую жизнь.
Так мы и бродили между древних могил, в последних лучах закатного солнца, пока не стало совсем темно. Только наша компания, и этот «божий» человек. Так бывает, что все складывается каким-то неожиданным образом, как пазл.
Мы конечно, отблагодарили его, а он проводил нас, притихших от впечатления, коротким путем до машины.