Существует поговорка, что запретный плод сладок. Вернее было бы сказать, что он кажется сладким, а на самом деле запретный плод чаще всего горек. Первая выкуренная сигарета. Тошнота, головокружение, горечь во рту. Первая выпитая рюмка водки, по русскому обычаю, естественно, не одна. Тошнота, головная боль, боль в желудке, два дня страданий. Яблоки, украденные из чужого сада. Яблоки, естественно, ещё не созревшие, кислые, жесткие. Тошнота, расстройство желудка, температура. И так далее, и тому подобное.
Всё, что, будучи под запретом, казалось таким притягательным и сладким, на деле оказалось горьким, кислым и противным. А если за употреблением запретных плодов следовало ещё и неминуемое наказание, то история получается и вовсе неприглядная. И подобные опыты с запретными плодами, как говорил Аркадий Райкин, может вспомнить в своей жизни каждый интеллигентный человек.
Вообще-то, все эти опыты не нужны: достаточно было бы одного библейского опыта с запретным плодом с древа познания добра и зла. Что он дал нашим предкам, кроме горя и страдания? Да и так ли сладок был тот запретный плод? Ведь с ним связывается понятие первородного греха. За библейским мифом кроется какая-то реальная и трагическая история, скрыта какая-то глубокая и горькая истина.
По археологическим раскопкам мы знаем, как развивался доисторический человек, совершенствуя каменные орудия труда. Но вывод, что общество, изготовляющее более совершенные орудия труда, и само более совершенно, является ложным. Когда-то Гоголь писал, что Пушкин – это русский человек в его развитии, каким он будет лет через двести. Прошло двести лет, но мы не только не видим, чтобы по нашим улицам толпами ходили люди, подобные Пушкину, но, что самое печальное, и одного-то Пушкина нам сегодня вряд ли удастся найти по всей России. Кибитку ямщика давно сменили более совершенные средства передвижения, включая сверхскоростные воздушные лайнеры и космические корабли, а в духовном плане человеческое общество явно деградировало.
Мы знаем, что первобытный человек создал примитивные орудия труда: каменный топор, копьё, лук и стрелы, гончарный круг, повозку и ткацкий станок. Но эти орудия примитивны только на современный взгляд. Для того, чтобы их изобрести в те незапамятные времена, нужно было быть гением. Нелепо сравнивать первобытного человека с современными дикарями. Плохо изготовленный горшок для каши говорит о гениальности его создателя, если этот горшок был первым в мире, и о тупости тех, кто лепит такие же горшки десятки тысяч лет, не продвигаясь ни на шаг по стезе цивилизации.
Современное мнение о первобытном человеке, как писал английский богослов Клайв Льюис, «основано на поклонении материальным предметам – главном грехе нашей цивилизации». Но даже здесь мы несправедливы: ведь наши доисторические предки открыли для нас всё главное, что дошло до современных дней. Они дали нам язык, научили использовать огонь, приручать животных, они дали нам колесо, лодку, земледелие и поэзию. Какой могучий творческий потенциал был заложен в первобытных людях, если учесть, что их на земле было очень мало, что некоторые великие изобретения делались в кругу нескольких сотен человек, в пределах одного племени.
И уж тем более мы не можем говорить о примитивном духовном мире первобытного человека. Идея Бога – великая духовная идея, она не могла зародиться в примитивном сознании. Да, учёные растолковали нам, как развивалось религиозное сознание древних людей: от обожествления предметов, животных, умерших предков к постижению того великого божественного начала, которое разлито во всей природе, и живёт в душе каждого человека. Но в этом объяснении очень много современного высокомерия. А Господь был гораздо ближе к первобытным людям, чем можно представить. Не исключено, что они действительно видели Его среди деревьев райского сада.
И всё это однажды рухнуло. Из-за чего? Что кроется за понятиями «запретный плод» и «первородный грех»? Блаженный Августин учил, что грех этот – плод гордыни: создание Господа попыталось жить для самого себя. А стоит только поставить себя в центре мира, и райских кущ тебе не видать. Отринув Господа, ты становишься только развитым животным в длинной цепи эволюции. Ну что ж, тогда живи, как можешь, страдай и умирай. Физические законы безжалостны, и ни для кого не делают исключения.
По законам материального мира, Земля, следовательно, и человек не могут находиться в его центре. Как писал Паскаль: «Вселенная – это не имеющая границ сфера, центр её всюду, окружность – нигде». В центре Вселенной человека поставил Господь, дав ему свой образ и подобие, разум и чувства. Потеряв Господа, человек теряет и своё предназначение. Чтобы скрасить свою короткую бесцельную жизнь, он будет вечно стремиться за новыми запретными плодами, и ждать от них райского блаженства, но это блаженство – мнимое, и ничего не найдёт он после первого глотка удовольствия, кроме горечи разочарования.
Статьи на похожую тему: