Какими должны быть «правильные» отношения между учителем (воспитателем, репетитором) и родителем? Однозначного ответа быть не может, все зависит от ситуации и во многом — от представления о роли государства, общества и семьи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Мне самой близок подход, который я видела во многих замечательных семьях, в частности в семье последнего русского императора.
- Образование детей — дело и ответственность родителей; родители выбирают учителей, убеждаются в их компетентности и нравственности.
Государыня сама подбирала учителей, присутствовала на первых занятиях, вникая во все подробности преподавания. Учитель французского языка Пьер Жильяр вспоминал: «Императрица регулярно присутствовала на уроках детей... Ей часто приходилось, когда ее дочери оставляли нас, обсуждать со мною приемы и методы преподавания».
- Родители относятся с уважением к учителям, к статусу учителя и к его важному и непростому труду. Это уважение родители также прививают детям.
В предыдущем пункте царица была очень тактична с учителем, например, задавала вопросы наедине, когда детей не было рядом. А также, по словам того же Жильяра, Александра Феодоровна учила дочек быть внимательными к учителям, «требуя от них порядка, который составляет первое условие вежливости». Уважение царицы «к тем, кому она доверяла воспитание своих детей», учителя видели и подчеркивали в мемуарах.
- Убедившись, что учителю можно доверять, — родители ему доверяют, а не продолжают испытывать «всю дорогу».
Еще одна сторона: настолько серьезно Государыня контролировала учебу детей только первые месяцы работы учителя: со временем Императрица перестала присутствовать на занятиях, но продолжала быть внимательной и к учебному процессу, и к самим преподавателям.
© Анна Сапрыкина
Издательство «Вольный Странник»