Синдром самозванца – это когнитивное искажение, при котором человеку кажется, что он занимает не свое место: он сомневается в своей компетентности, ему кажется, что все, чего он добился, всего лишь случайное совпадение или везение, а окружающие или переоценивают его, или заблуждаются на его счет.
Он испытывает вину за то, что обманывает окружающих. Его постоянно преследует страх, что обман вскроется, и стыд оказаться перед окружающими таким, какой есть – несовершенным. Стыд подкрепляется страхом успеха: чем интенсивнее гордость за свои успехи он испытает, тем стыднее будет, когда его постигнет провал. А в том, что провал обязательно будет, он не сомневается. Поэтому запрет на гордость в нем очень силен.
Из-за панического страха ошибок и разоблачения самозванец может избегать новых или сложных проектов, или задерживать их реализацию, пытаясь довести до совершенства. Если идеальный результат не получается, а он не получается, так как самозванец склонен к перфекционизму, то он будет заниматься самобичеванием.
Самозванцы болезненно переживают критику, воспринимая её как осуждение. При этом похвалу и положительную оценку стараются не слышать и не воспринимать, как не заслуженную.
Скрывая свое несовершенство, самозванец старается работать усерднее, берет на себя дополнительные обязательства, что часто приводит к трудоголизму.
Но результаты своего труда, свои достижения он не признает ценными, успех не питает самоуважение, не радует, а только усиливает стыд и ощущение грядущего провала. Самозванец тратит на бег по этому кругу огромное количество энергии, что в результате может привести к потере мотивации и к апатии.
Знакомо? Мне – да.
У меня есть для вас две хорошие новости:
🔹 Вы не одиноки!
Исследования показывают, что двое из пяти успешных людей испытывают синдром самозванца.
🔹 Вы не самозванец!
Если вы испытываете этот синдром, то вы уже успешны и компетентны в своем деле. Так как некомпетентные люди склонны переоценивать свои способности (эффект Даннинга-Крюгера). Синдромом самозванца страдают, как правило, ответственные, опытные, высококвалифицированные и способные люди, считающие, что те задачи, которые они легко решают, так же легко даются и всем остальным.
Основы синдрома закладываются в детстве родителями, учителями, социумом.
Или в тех ситуациях, когда успехи ребенка не оценивались по достоинству, игнорировались, осуждались или высмеивались. Когда ребенку не давалось права на ошибку, незнание ответа являлось недопустимым, а наличие ошибки нивелировало все предыдущие достижения.
Или в семьях, в которых родители идеализировали ребенка, а он не всегда мог справляться с поставленными задачами. Такой ребенок может обратить внимание на несоответствие между своими возможностями и ожиданиями окружающих и получить ощущение собственной посредственности.
Причины так же могут лежать в полученных от значимых взрослых интроектах: успех может быть достигнут только тяжелым трудом, легкий успех – незаслуженный, радоваться успеху можно только тогда, когда хорошо потрудился, ты сам не можешь оценить важность своих достижений, ты обязан всегда быть на высоте, нужно делать так, чтобы комар носа не подточил, начинать стоит только то дело, в котором можешь стать лучшим и так далее.
Система оценок, не только школьных, но и поведенческих, попытки достичь признания и одобрения со стороны значимых взрослых добавляют негатива в тот котел, в котором варится будущий самозванец.
САМОЗВАНЦАМ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
🔹 Проанализируйте ситуации, в которых вы себя обесцениваете.
🔹 Подумайте: адекватно ли ситуации и месту вы проявляете свои знания, способности, таланты? Мне очень нравится высказывание А. Энштейна на этот счет:
«Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
🔹 Постарайтесь объективно оценить свои знания и способности, сильные и слабые места: признайте собственное несовершенство в определенных областях и определите те области, в которых вы компетентны.
🔹 Попробуйте сказать кому-либо, что вы в чем-то некомпетентны – это может оказаться совсем не так страшно, как вы думаете. Вы увидите, что люди не так сильно озабочены вашим несовершенством, как вам кажется. Начните с тех, кому доверяете.
🔹 Подумайте в окружении кого вы себя обесцениваете и с кем вы себя сравниваете – адекватна ли такая оценка и правомерно ли сравнение?
🔹 Оцените насколько ваши претензии к себе соотносятся с признанием и оценкой окружающих.
🔹 Подумайте о том, что когда вы не принимаете признание со стороны окружающих - вы обесцениваете не только свои достижения, но и тех, кто дал вам это признание. Получается, что они неумны и некомпетентны, раз дали положительную оценку такому бездарю, как вы? Так ли это?
🔹 Учитесь принимать комплименты, восхищения, признание. Попробуйте говорить просто «спасибо» вместо оправданий и объяснений.
🔹 Признайте свое право на ошибку, право не знать ответа, право изменить свое мнение.
(На моей странице вы можете найти заметку об ассертивном поведении с перечнем прав, присущих каждому человеку).
🔹 Не сравнивайте себя с другими – всегда найдутся люди выше или ниже вас. Сравнивайте себя только с собой таким, каким вы были раньше.
🔹 Вырабатывайте безоценочную систему суждений – старайтесь не оценивать сами и не опирайтесь на оценку других.
🔹 Составьте список собственных успехов с учетом обстоятельств, в которых вы их достигали. Обратите внимание, что наибольший рост происходит тогда, когда человек сталкивается со сложными задачами и решает их, а не после того, как он достигает какого-то неопределенного уровня совершенства.
🔹 Признайте не только свое несовершенство, но и несовершенство окружающего мира: идеала достичь не только невозможно, да и не нужно, вполне достаточно стремиться к состоянию «достаточно хорошо».
Спасибо Margaleva Kargo за тему :)
© Юлия Ивлева
#психолог #психология #психологическаяпомощь #ищупсихолога #нужнаподдержка