Учимся медленно смотреть и разгадывать детали.
Мужчина в странной шляпе с удивлением рассматривает людей с дефицитом одежды, странно посиневших. Что именно тут происходит?
Конечно, проще всего почитать этикетаж и просто погуглить написанные там слова, но так скучно. Давайте прокачаем навык быть умнее банального чтения этикеток под картинками.
Начинаем "читать" картину с той фигуры, которая больше всего бросается в глаза, то есть намеренно, обдуманно сделана автором самой заметной. В нашем случае картина горизонтальная, она гораздо больше, чем на фрагменте выше, однако ее боковые части действительно вспомогательны и их можно легко обрезать: самое интересное мы уже видели.
Безусловно, главный человек здесь — мужчина в черном плаще, за которого цепляются другие люди. Кто он? Нам помогут это понять его атрибуты (рабочие инструменты, одежда, украшения).
Итак, мы видим шляпу, к которой приделаны крылья, и жезл, обвитый змеями, а сверху тоже крылатый (он называется "кадуцей"). И эти атрибуты подсказывают нам, кто это: персонаж древнегреческой мифологии, а в наши дни — мультфильмов и товарных знаков, бог Гермес / Меркурий.
Вспоминаем, что входило в рабочие функции бога Гермеса, то есть прикидываем, чем он может заниматься на этой картине. Бог торговли? Не подходит? Мошенничества и воровства? Тоже явно нет. Вестник богов? Уже теплее, но вокруг же явно происходит что-то мрачное. Вон, на первом плане уж больно говорящий куст, похожий на колючую проволоку, подчеркивает это впечатление.
Если эрудиции не хватает, то вот теперь самое время заглянуть в словарь. Там мы узнаем, что у Гермеса была еще одна обязанность — служить проводником душ умерших на тот свет (по-гречески "Психопомп", т.е. «проводник душ»). Отлично походит!
Тут изображено греческое "подземное царство" Аид, это объясняет и мрачный колорит картины и прочих персонажей. Это души умерших, которые тянут руки к Гермесу-Психомомпу, моля его о помощи, видимо, прося их вывести либо обратно, либо в более приятную часть Аида.
Почему они зеленоватые? Творческое решение художника, который так решил подчеркнуть то, что они мертвые. Этот цвет, цвет трупного окоченения, цвет начинающегося гниения, имеет на нас психологическое воздействие. "В реальности" его у персонажей быть не могло, так как они уже бесплотные души, не подверженные тлению.
Почему они без одежды? Это древняя традиция, имевшаяся и у дохристианского, и у христианского искусства — изображать души умерших именно в виде обнаженных фигурок.
А почему самая крупная фигура задрапирована в бирюзовый тюль? Тоже потому что автор так решил: ему нужно было что-то яркое, чтобы притянуть внимание в центр картины, к темной фигуре Гермеса рядом. И ему нужно было "разбавить" однообразие зеленоватых скорбящих душ. С этой же целью внизу правее, под ребенком, "брошен" желтоватый тюль
Вторая причина, тоже авторская, она связана с темой фривольности. Как вы видите, дама под тюлем достаточно фигуристая.
Наличие подобных сдобных героинь в живописи всегда бодрило зрителей (мужчин) и облегчало продажу картин покупателям (мужчинам). Автор данной картины, австро-венгерский художник Адольф Хиреми-Хиршль, об этом прекрасно знал. Вот, например, его изображение Вечного жида, бредущего по степям и весям. Чтобы найти тут взглядом старика Агасфера, надо как следует вглядеться, не правда ли, ведь кое-что явно отвлекает взгляд.
Однако в нашей картине неприкрытой плоти был и так перебор. Вдобавок, автор хотел, чтобы эта женщина оставалась привлекательной, даже несмотря на то, что она как бы труп, поэтому он закамуфлировал ее оттенок, такой же, как у остальных, кокетливой накидочкой. Получилось, действительно, более завлекательно, если бы она сидела там в костюме Евы.
Итак, взглянем еще раз на картину.
Ее полное название: Адольф Хиреми-Хиршль. "Души на берегах Ахерона". 1898, Галерея Бельведер.
Гермес, кстати, даже не упомянут: автор, называя свою картину, расчитывал на людей с классическим образованием. Ахерон — это указание на место действия, одна из рек в Аиде.
Что еще можно сказать об этой картине? Она написана на рубеже 19-20 веков, в эпоху символизма и модерна. И наполнено традиционным для этого периода смесью сладострастия и любования смертью.
В предыдущем выпуске: Что происходит на этой картине? Красивый блондин с дефицитом одежды рассматривает фрагмент доспеха, наверное, хочет примерить.