Найти в Дзене
Авиахаб

Правда про "овербукинг" по-российски

Оглавление

В российском законодательстве никакого "овербукинга" (калька с англ. overbooking) не существует и авиакомпании не могут продавать билетов на конкретный рейс больше, чем есть посадочных мест. В теории.

Очередь на регистрацию в аэропорту Шереметьево
Очередь на регистрацию в аэропорту Шереметьево

На практике получается так, что часто пассажиры в РФ сталкиваются с тем, что, приходя на регистрацию в аэропорту, они с удивлением узнают, что "по техническим причинам", "в связи с форс-мажором", "из-за ошибки в системе" или по иной уважительной причине, в общем - в регистрации и посадке на борт им отказано. Мест нет. В качестве альтернативы предлагается перелёт следующим рейсом авиакомпании или комбинация с пересадкой в другом аэропорту. Если это пассажира не устраивает, ему предложат возврат денежных средств за аннулированный билет.

Почему так происходит?

Откуда берётся вдруг дефицит мест, если компания не продавала билетов больше, чем положено?

Описываем возможные варианты (разумеется, все они имеют силу только при 100% предварительной продаже билетов на рейс)

1. Служебная бронь. Например, если сотрудникам ФСБ, МВД или других подобных структур срочно нужно улететь в командировку, то обычного пассажира снимут с рейса. Также бывает, что авиарейсом могут перевозить заключенного под конвоем. Бывает, что нужно перевезти пилота или целый экипаж авиакомпании для выполнения рейса - в связи с какими-то особыми обстоятельствами.

2. Замена воздушного судна. Пример: продажу билетов авиакомпания открывала на тип воздушного судна Airbus A321 с ёмкостью в 170 пассажиромест. На рейс "туда" удалось продать к открытию онлайн-регистрации (за 36 часов до вылета, например) только 95 билетов, а на рейс "обратно" -141. Авиакомпания приняла решение заменить A321 на тип A320, который берёт на борт до 140 пассажиров, требует меньше топлива и меньший по числу бортпроводников экипаж. При этом придётся одного пассажира с рейса "обратно" снять и предложить ему альтернативу.

Бывает замена воздушного судна ещё из-за чисто технических причин или из-за срочных изменений в планировании рейсов.

Большой и маленький. Снято в Домодедово
Большой и маленький. Снято в Домодедово

3. Привилегированные пассажиры авиакомпании. Тут проще всего объяснить на примере "Аэрофлота" и их программы лояльности "Аэрофлот-Бонус". Зарегистрировавшиеся в системе пассажиры, в зависимости от "налёта" в течение года, могут находиться в статусах basic, silver, gold, platinum.

Те, кто налетал на gold и platinum, имеют особую привилегию: "Гарантированное бронирование платных билетов при полностью выкупленном рейсе".

Экранный снимок с сайта "Аэрофлота".
Экранный снимок с сайта "Аэрофлота".

Это значит, пассажир с "голдовым" и "платиновым" статусом в авиакомпании может вообще никогда не переживать, что ему не хватит билетов. Ему всегда хватит, ради него с рейса снимут обычного непривилегированного пассажира.

Само собой, статусный пассажир имеет самые мизерные шансы на то, что его самого могут вдруг снять "по форс-мажору".

Пассажиры - они, конечно, все равны, но у некоторых равенства больше...

И надо отдельно добавить по этому пункту, что "Аэрофлот" здесь упомянут просто как самая всем известная авиакомпания с понятной системой лояльности. Другие авиакомпании делают ровно всё то же самое. Кроме лоукостеров, разумеется, у которых программ лояльности нет вообще.

Как у них?

Wizz Air - дешёвые билеты и никаких "лояльностей"
Wizz Air - дешёвые билеты и никаких "лояльностей"

В Евросоюзе и США понятие "овербукинг" достаточно давно регулируется законодательством. Пассажир, которого авиакомпания сняла с рейса по независящим от него причинам, может рассчитывать на солидную денежную компенсацию, помимо права на перелёт следующим рейсом или на возврат денег за неиспользованный билет. Компенсация за моральный ущерб, так сказать, и за испытанные неудобства.

В российском законодательстве "овербукинга" нет, а случающиеся в жизни ситуации юридически попадают под форс-мажор. Как известно, при форс-мажоре никто никакой ответственности ни за что не несёт.

Насколько это правильно - не тема данной публикации. Мы просто хотели объяснить почему в России так случается.