Найти в Дзене
Artyrokl.Hellas

Французская «новая волна» в кинематографе или молодость и любовь в Париже в эпоху Годара!

Один из видных деятелей эпохи «новой волны», идейный автор «авторского» кино, человек, который для меня лично открыл Бельмондо как актёра – Жан-Люк Годар. Мне, как любителю европейского (французского) кинематографа прошлого и нынешнего веков, всегда с удовольствием смотрю такие фильмы.

Кинематограф, как феномен культуры, начал формироваться в эпоху модерна на рубеже XIX-XX вв. в виде черно-белых короткометражек без какого-либо сюжета. Прошло более, чем полвека, исторические события, которые произошли, сильно повлияли на весь кинематограф: Первая мировая война, установление социалистического режима в России и образование социалистического лагеря в мире, Вторая мировая война; а за ней наступила следующая эпоха, знаменующаяся постмодерн или постмодернизм, называемая «новой волной» в кинематографе.

Французская «новая волна» – направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Представителями этого направления стали молодые режиссёры, некоторые из которых – кинокритики, отказавшиеся от старых стандартов съемки кино и подачи материала. Прежде всего они отказались от шаблонов, при этом, готовы были экспериментировать и снимать новое кино и по-новому. Данное течение противопоставляло студийному или коммерческому кино, которое преобладало тогда во Франции. Сам термин «новая волна» впервые появился в эссе у молодого журналиста Франсуазы Жиру в 1958 году, который являлся современником той эпохи. Параллельно движению «новой волны» во Франции, в Европе возникают и другие движения: шведская «новая волна», молодое немецкое кино и так далее.

Основные представители французской «новой волны» – Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Ален Рене, Эрик Ромер, Жак Риветт. Кроме любви к кино их объединяла работа в довольно влиятельном журнале «Cahiers du cinema». Характерными чертами кинематографа той эпохи были: динамическая, слегка шатающаяся камера для подчеркивания динамики движений в сценах; новая методика монтажной склейки киномонтажа без переходов; смелые темы для диалогов двух героев, посвященные отношениям между мужчинами и женщинами, сексу, сексуальности, а также роль верности и измены в отношениях; новые ракурсы и постановки сцен; больше общих планов с «зеваками» на заднем плане; определённая доля импровизации актёров на съемках. Так как у них не было больших бюджетов они снимали своими силами, создавая ту самую атмосферу авторского кино в художественной интерпретации.

Один из ведущих режиссёров французской «новой волны» относится Жак-Люк Годар. К особенностям фильмов Годара можно отнести следующее: новая методикa монтажа, где картинка не рвется при этом звуковая дорожка на фоне не прерывается; динамическая «ручная» камера, фиксирующая более широкие (общие) планы, которые раскрывают контекст каждой сцены; интересные для просмотра дерзкие и немного вульгарные темы межличностных отношений, затрагивающие личные и интимные вопросы (которые еще не были публичны для обсуждения в кино); длительные диалоги, которые из сцены в сцену об обыденном.

Речь пойдет о двух фильмах Годара, которые относятся к начальному периоду его творчества: «На последнем дыхании» (1960 года), «Мужское-женское» (1966 года).

Фильм «На последнем дыхании» (1960 года) один из первых фильмов данной эпохи в жанре криминальной драмы, посвященный взаимоотношениям всех мужчин и женщин в лице творческого дуэта Патриции Франкини американской студентки (Джин Сиберг) и Мишеля Пуаккара французского авантюриста (Жан-Поль Бельмондо). Примечательно, что главный герой фильма связан напрямую с самим Годаром и, соответственно, главный герой связан с художником Собалеско с одной стороны, а с другой стороны с журналистом на уровне внутренних цитат и общих реплик.

Фильм «на последнем дыхании» смотрится на одном дыхании. Прошло уже более полувека, но сказать, что фильм устарел нельзя. Динамичные сцены, добрый монтаж, интересные диалоги и криминальный сюжет, все это цепляет и удерживает внимание.

-2

Особого внимания достойна эстетика фильма и чувство вкуса, которые проявляются в каждом кадре и сцене. Некоторые сцены поставлены замечательно, первая совместная сцена двух главных героев практически в центре Парижа и финальная драматическая сцена.

Годар освящает главные проблемы того общества, как деятель искусства. Он выставляет на показ, затрагивая довольно философские темы свободы личности и как она должна выражаться. Причем в протестной форме, потому что иначе уже нельзя, проблемы общества нужно решать, так как каждый человек является её представителем.

Главный смысл фильма – любовь между французским (предположительно) угонщиком и американской студенткой выражается в попытке сопоставить образы собственного творчества и главного героя как протопит художника, как бы проводя параллель творческого импульса Годара. Все это проявляется в характере главного героя с его антисоциальностью и попыткой быть совершенно свободным от установленных норм.

Попытаемся ответить на два вопроса: о чем фильм? Что означает концовка фильма? Отвечая на первый вопрос, можно предположить, что это биографический фильм, где Годар, будучи молодым французским режиссером, выражает любовь к американскому кинематографу (Голливуду), но не преклоняясь перед ним. Попытка не стать пленником тех стандартов съемки, а создать нечто новое из старого. И отвечая на второй вопрос, можно предположить, что поступок главного героя выражается в самопожертвовании (когда она раскрыла ему свой главный секрет) из-за любви к главной героине. Как говорил Данте, любовь, вращающая все Светила.

-3

«Мужское-женское» (1966 года) остросоциальная мелодрама. Более осмысленная и проницательная картина про французскую «мужскую» молодёжь в лице Поля (Жана-Пьера Лео) и «женскую» в лице Мадлен (Шанталь Гойя). Бунтующая и дерзкая молодёжь на фоне определенных событий, которые на них влияют решает, что делать дальше.

Характерная черта данного фильма длинные диалоги «о насущном» меняются только сцены и кадры, при том реализовано безумно интересно. Видно, что данная картина снята в более сознательном профессиональном творческом возрасте. Картинка уже так не дергается, монтаж более плавный, кадры как будто перетекают друг в друга без резких переходов. Темы, которые затрагивает автор, уже имеют более актуальную сущностную форму и выделены в форме протеста.

Годар рассказывает не только интересную историю молодежи, как «женской», так и «мужской» части французского общества, но и их взаимоотношения. Особенно выделятся темы политического строя – марксизма, социализма как идеологии, которые отражались во взглядах главных героев фильма на мир. «Этот фильм мог бы называться дети Маркса и кока-колы. Кто захочет тот поймет» – не зря именно это высказывание и проходит красной нитью сквозь весь фильм. Звучит и классический тезис Маркса, хоть и немного переиначен так, например, социальное существование определяет сознание. Каждая часть мужская и женская обладают своим бытием, у мужчин одна, а у женщин другая. Годар рассматривает грани «мужского» и «женского», говоря нам о невозможности «существования вдвоем» в некой абсолютной гармонии.

-4

Фильм многослоен в структурном плане и олицетворяет как единство состава и строения и, соответственно, не все идеи могут быть замечены. Форма идеального кино состоит в том, что он легок для того зрителя, который зашел посмотреть «просто так», и даже досмотрел до конца и не испугался и сложен для тех зрителей, кто знает и любит Годара.

Концовка весьма неоднозначна и порождает много вопросов, но одно можно сказать точно «Я сомневаюсь».

Годар снимал кино как настоящий философ, который постоянно полемизирует с другим философом, так называемым метакино. В своем годаровском неповторимом стиле.

Влияние французского «нового кино» сложно оценить, потому что в каждой последующей эпохе заметны те или иные приемы. Пожалуй, все характерные черты проявляются отчасти у многих других режиссеров, не только режиссеров 80-х и 90-х годов, такие как Фрэнсис Копало и Брайна де Пальма и многих других, но и независимые режиссёры арт-хауса 90-х, таких как Квентин Тарантино и Джимми Джармуш.

Подписывайтесь, если хотите больше рецензий!

Делитесь с друзьями!

Смотрите хорошее качественное кино!

#Жан-люкгодар #любителикино @q_culture #новаяволна #французскоекино #Jean-Lucgodard #кинематографXixвека #статьинадзене #рецензиянафильм #artyrokl.hellas