В предыдущем тексте упоминалось, что перед 1-й Мировой войной на Чёрном море Россия имела 4 боеспособные лодки. Прежде, чем оценить их боеспособность, давайте сравним общее количество ПЛ во флотах европейских стран.
С первых же дней войны стала понятна необходимость переброски подлодок с дальнего Востока на Чёрное море. Черноморцам достались «Щука», «Сом», «Налим», «Скат». Все они были построены для участия в Русско-японской войне, так что морально довольно устарели.
По своей привычке не удержусь, чтобы не отвлечься на судьбу одной из них, "Сом", уж больно она извилиста.
Построена была в США по проекту Холланда в 1901 году, назвали её Fulton, но как-то пришлась не ко двору и была куплена Россией в 1904 году. Перевезена в Петербург под видом "парового котла" на пароходе. После доведения до ума отправлена по железной дороге во Владивосток. Совершенно непростая операция, перевозили несколько различных типов лодок, для этого было сконструированы специальные транспортёры
Весь путь занял 43 дня. Так что опыт был и через 10 лет обратный путь был не в новинку. Надо сказать, что "Сом" стал прототипом для целой серии таких лодок, корпуса строили в России, а начинка была американская. Младшая сестра "Сома" - "Щука":
Однако стало ясно, что кроме как несения дозорной службы им, с единственным торпедным аппаратом, применения не было, и в августе 1915 года "Сом" с сестрицей поехали по железной дороге на Балтику. 10 мая 1916 года лодка, находясь в подводном положении под перископом , погибла со всей командой при столкновении с шведским пароходом. Капитан парохода утверждал, что она сама подвернула под форштевень, но есть сильные подозрения, что таким образом шведы избавились от угрозы досмотра судна, а то, что эти "нейтралы" участвовали в снабжении Германии - давно не секрет.
Но как бы то ни было, к 1916 году бригада подводных лодок Черноморского флота состояла уже из 4-х дивизионов.
1-й: "Краб", "Морж", "Нерпа", "Тюлень".Вот эти четыре лодки и выполняли основной объём боевых действий подводных сил на театре.
2-й: Находящиеся в капитальном ремонте "Кит", "Нарвал" и "Кашалот".
3-й: Также ремонтирующиеся старички "Налим", "Карп", "Скат", а также завершивший ремонт "Карась"
4-й: также родственники "Сома" - "Лосось" и "Судак", базировавшиеся в Балаклаве и нёсшие исключительно дозорную службу.
Всего бригада насчитывала 516 подводников, из них офицеров - 44, кондукторов - 27, нижних чинов - 267. Обслуживающий персонал состоял из 27 кондукторов и 267 нижних чинов.
Нагрудный знак офицера. окончившего Офицерский класс подводного плавания:
К концу февраля 1916 года была создана стройная организация использования подводных лодок на коммуникациях противника вдоль северного побережья Турции. Днём лодки находились на позициях в подводном положении, на ночь отходили мористее для зарядки аккумуляторных батарей, а вместо них к берегу приближались эсминцы. К утру они менялись местами, таким образом турецкие коммуникации находились под непрерывным наблюдением.
А специально выделенные эсминцы находились на удалении в 100 миль и служили ретрансляторами для связи лодок со штабом флота, поскольку их радиостанции не позволяли связываться напрямую. Надо также помнить, что в зимнее время Чёрное море вообще не подарок, и достаточно примитивные лодки того времени вынуждены были отстаиваться в базе.
Летом 1916 года совместные минные постановки эсминцев и "Краба" полностью запечатали Босфор и до декабря немецкие крейсера на Чёрном море не показывались. Кроме того, "Краб" принимал участие в минировании акваторий близ Варны и Констанцы, совершив 5 выходов и выставив 130 мин, вошедшие в 1000 мин выставленных в этих местах совместно с эсминцами. На одной из них подорвалась и погибла немецкая UB-45.
Золотым Георгиевским оружием в 1916 году был награждён старший лейтенант Николай Александрович Зарубин. Я нашёл только его гимназическую фотографию
Он командовал подлодками "Судак", "Карась" и "Кит", на его счету 12 побед. Именно с "Китом" случилась история с тараном, которую я уже описывал в статье, ссылку на которую приведу в конце. Всего эта лодка одержала 24 победы.
Вот за что награждали Георгиевскими орденами и медалями:
25 и 27 декабря 1916 г. пл «Нерпа» уничтожила два парохода-транспорта и шхуну, брошенную пароходом. Командир лодки Михаил Васильевич Марков 3-й обнаружил транспорт в десяти с половиной милях к востоку от крепости Шили у реки Агвы. Скрытно начав атаку, лодка развила под водой максимально возможный ход. После всплытия без промедления дали ход дизелями и начали расстрел парохода. Неожиданно лодка подверглась обстрелу с берега. Рулевой боцманмат П.Филатов быстро отыскал место расположения неприятельской батареи и лодка ответила ей стрельбой из орудий. Ещё большей неожиданностью оказался взрыв мины под кормой лодки. От сотрясения выключились рубильники главных электромоторов и погас свет. Лодка оказалась в опасном положении. Старшие электрики А.Пассий и А.Сухарников «в темноте отыскали повреждение, включили часть освещения и разнесли переносные лампочки, благодаря чему явилась возможность управлять ответственными механизмами». Минёры-боцманматы В.Бурцев и И.Вакуленко быстро восстановили работу главных электромоторов. Фельдшер 2-й статьи С.Яковенко, матросы 1-го класса И.Мутовкин и А.Левченко на верхней палубе под обстрелом мужественно исполняли обязанности прислуги у орудий. Комендоры «меткой стрельбой привели к молчанию огонь неприятеля с берега и уничтожили пароход-транспорт». За столь лихое дело старший комендор Д.Клюбин и минно-машинный кондуктор Ф.Боровой были удостоены Георгиевскими крестами 4-й ст., а вышеназванные матросы — Георгиевскими медалями 3-й и 4-й ст. (Выдержка из книги "Подводные силы Черноморского флота", написанной моим однокурсником к.2р. Валерием Захаром и контр-адмиралом Юрием Ничиком).
Всего "Кит" одержал 19 побед. Однотипный "Нарвал" - 29
"Кашалот" - 44. Им командовал на тот момент капитан 2 ранга Столица Пётр Константинович. За его плечами была долгая служба, начиная со времён Русско-Японской войны. Нашёл только его кадетскую фотографию
И в период после революции и увольнения от службы
Есть сведения, что погиб в 1919 году в рядах Белой армии.
Несмотря на происшедшую Февральскую революцию и начинавшийся бардак в стране, подводники-черноморцы продолжали выполнять свой долг. Большинство кораблей требовали ремонта, но не было ни материалов для этого, ни денежных средств для закупки. Знакомая картина по недавнему прошлому.
27 октября 1917 года подводная лодка «Гагара» (А. Беляев) вернулась из последнего боевого похода в мировой войне на Черном море. Боевым результатом ее похода было повреждение парохода «Ватан».
Ещё о том времени:
Таран как оружие русских подводников
Какие люди служили на царских подводных лодках
........................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь