Миллион в брачной корзине. СССР, 1985. Режиссер и сценарист Всеволод Шиловский (по пьесе Д. Скарначчи и Р. Тарабузи «Моя профессия – синьор из высшего общества»). Актеры: Александр Ширвиндт, Софико Чиаурели, Галина Соколова, Игорь Богодух, Лариса Удовиченко, Ольга Кабо, Алексей Яковлев (II), Анатолий Хостикоев, Елена Аминова, Семён Фарада, Валентин Никулин, Николай Гринько, Леонид Оболенский и др. 14,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Пока в комедии «Миллион в брачной корзине» известные актеры натужно и нелепо изображали итальянцев, в моей голове назойливо вертелась одна и та же мысль: зачем было хорошему актеру Всеволоду Шиловскому переквалифицироваться в сценаристы и режиссеры?
И пока натужно и нелепо изображали из себя итальянцев хорошие актеры Александр Ширвиндт, Семен Фарада, Николай Гринько и Валентин Никулин, в голове назойливо вертелась одна и та же мысль: зачем было известному актеру срочно переквалифицироваться в режиссеры и сценаристы, перелицовывая старую итальянскую пьесу в несмешной фарс, где основным источником шуток почему-то стали отхожее место, нижнее белье и гримасы, на уровне самой невзыскательной художественной самодеятельности.
В телевизионной «Кинопанораме» известный критик с элегантным тактом обратил внимание авторов этого «одесско-неаполианского» произведения, что там нет ни Италии, ни итальянцев, ни мало-мальски серьезных проблем, с чем режиссер и сценарист молчаливо согласился, предоставив возможность обаятельному Александру Ширвиндту остроумно рассказывать о необычайно жизнерадостной атмосфере, царившей на съемочной площадке...
Между тем, несколько ранее («Советский экран», № 7, 1986) Всеволод Шиловский был совершенно иного мнения о собственном детище, обращая внимание будущих зрителей, что «довольно сильны и социальные мотивы фильма. Мы пытались показать, как капиталистические жернова перемалывают, обезличивают человека и как трудно существовать в мире равнодушия и жестокости».
Но трудно обнаружить вышеуказанную попытку за беспредельным самолюбованием главного героя, за благодетельно-утешительным финалом, слезливой, сентиментальностью юных персонажей ленты и кричащей аляповатостью декораций (художник Наталья Ивлева), которая ничуть не похожа на «итальянскую действительность наших дней».
Правда, в той же статье утверждается, что все-таки главная тема ленты иная — убедить аудиторию, что, если ли люди по-настоящему любят друг друга, никакие жизненные невзгоды, никакие лишения не страшны. Что ж, мысль поистине достойная — любите и будьте счастливы. Но и она, честно говоря, не слышна из-за непрерывного шума в кадре. Все герои постоянно кричат, передвигают разнообразные предметы, отчаянно жестикулируют. Все это, наверное, могло бы стать материалом для пародии на плохие итальянские комедии, если бы не было так натужно и непрофессионально поставлено.
Короче говоря, счастливые возможности качелей развлекательного жанра «Миллион в брачной корзине» не использовал и на сотую долю процента. Остается только напомнить мнение критика, знатока итальянского кино Георгия Богемского: «Чем бездумно тратить деньги на постановку псевдоитальянских картин, оглупляющих историю кино и оглупляющих зрителя, не проще ли купить старые итальянские комедии, а что еще лучше, новые?»
Александр Федоров, киновед
Милый, дорогой, любимый, единственный... СССР, 1984. Режиссер Динара Асанова. Сценарист Валерий Приёмыхов. Актеры: Ольга Машная, Валерий Приёмыхов, Лембит Ульфсак, Лора Умарова, Николай Лавров и др. 12,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Картина Динары Асановой «Пацаны», пожалуй, не оставила равнодушным никого из зрителей. Фильм о судьбах так называемых «трудных подростков» был поставлен в жесткой, документальной манере, где достоверная игра ребят сразу же могла выдать малейшую фальшь в актерском исполнении взрослых профессионалов — Валерий Приемыхов, сыгравший в «Пацанах» роль воспитателя летнего трудового лагеря, такое испытание с честью выдержал. Его Антонов в самом деле заставлял поверить, что талантливый педагог способен сделать, казалось бы, невозможное — заронить в израненные и озлобленные души ребят искру надежды... Словом, был успех, подтвержденный ежегодным конкурсом журнала «Советский экран», в котором зрители назвали фильм одной из лучших премьер года.
Вот почему новой совместной работы талантливых мастеров ждали с особым нетерпением. Теперь картина с многозначительно длинным названием «Милый, дорогой, любимый, единственный», наконец, выходит на экраны — сценарий Валерия Приемыхова в режиссуре Динары Асановой.
Чего-чего, а прописных, расхожих мыслей о молодежи и ее проблемах от авторов фильма ожидать было трудно. Тем не менее рассказ о юной «прожигательнице жизни» (Ольга Машная), на пути которой встретился положительный и абсолютно надежный мужчина (Валерии Приемыхов), на протяжении всей картины дающий ей добрые и логичные советы о том, как надо жить, увы, не выходит за рамки протокольного отчета о проступке того или иного нарушителя общественного порядка.
Замыкая героев в тесноте автомобиля (там они едут добрую часть фильма), авторы, вероятно, хотели создать конфликтный дуэт, диалог в духе сегодняшней «камерной волны» «Послесловия» Марлена Хуциева или «Без свидетелей» Никиты Михалкова, где с разных сторон проявились бы характеры и судьбы. Этого не произошло. Исследования непростого, надо думать, характера героини не получилось. На экране плакатное обличение типа: есть у нас еще иные несознательные молоденькие женщины, ничем, кроме нарядов и модной музыки, а главное — молодых мужчин, не интересующиеся Естественно, что с таким узким кругозором в состоянии сильного нервного возбуждения недалеко и до таких-то и таких-то нехороших поступков...
Но обо всем этом, причем с конкретными именами и фамилиями, можно прочесть и в газетном фельетоне. К тому же О. Машная играет свою героиню настолько по-театральному броско, эффектно, что становится неясно, как такая почти эстрадная манера исполнения могла возникнуть в фильме, отнюдь не претендующем на жанровую условность, и у режиссера, прежде отличавшегося умением создать правдивую атмосферу действия (вспомним хотя бы дебют Динары Асановой «Не болит голова у дятла»).
Да и в самой сюжетной ситуации есть привкус какой-то нарочитости, надуманности — из тех, что с придыханием сенсационности так любят рассказывать старушки своим соседям по общественному транспорту. Дескать, надо же — до чего докатилась, такая-сякая: дома не ночует, с женатым мужчиной связалась, ради забавы сына у подруги украла, а ведь ей всего семнадцать, вот какая нынче молодежь пошла!
Конечно, мой пересказ в чем-то утрирует, огрубляет картину. При всех недостатках фильм Д. Асановой, пожалуй, впервые в нашем кино касается нешуточной проблемы «дискотечной» молодежи, превратившей свое существование в непрерывное развлечение, доминантами которого стали мода и рок-музыка. В картине есть сильная сцена, где «панкующие» подростки без признаков «излишней» духовности на лицах, одурманенных пульсирующими ритмами, топчутся в экстазе дискетечного шоу. Выхватить одно из этих лиц, рассказать об изломанной судьбе полуженщины, полуподростка, понять причины ее нравственной и духовной неполноценности — задача, достойная уважения. Однако в фильме она осталась намеченной, лишь пунктиром.
Потому, наверное, оператор Владимир Ильин так много и часто снимает плотные струи дождя, растекающиеся по ветровому стеклу автомобиля, за которыми лица героев уже почти не различимы — блики, отражения цветных реклам, снова блики... По той же причине — желая придать банальному и вялому диалогу главных героев драматическое напряжение и некую многозначительность — в звуковой ряд фильма включены песни Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.
Но ни разноцветные струи дождя, несмотря на всю свою живописную привлекательность, ни по-настоящему глубокие песни в данном случае нисколько не делают «Милого, дорогого, любимого, единственного» значительнее, чем он есть на самом деле.
По-прежнему перед нами просто история о том, как жила-была на свете молодая женщина, с которой в один прекрасный день произошло то-то и то-то. Есть бытовой факт, не осмысленный творческим взглядом художника. Факт, место которому в небольшой газетной заметке из серии «на тему морали». Нечто похожее в творчестве режиссера уже встречалось и раньше («Беда», «Что бы ты выбрал?»), но в лучших своих работах у Динары Асановой факты превращались в художественные образы.
Одаренность авторов фильма несомненна, так же, как и их творческий потенциал, тем обиднее их нынешняя неудача.
Александр Федоров, киновед