Мечтать и жить. СССР, 1974. Режиссер Юрий Ильенко. Сценаристы: Юрий Ильенко, Иван Миколайчук. Актеры: Лариса Кадочникова, Родион Нахапетов, Юрий Ильенко, Нина Ургант, Валентина Владимирова, Олег Полствин, Леонид Куравлёв и др. 2,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
«Мечтать и жить» — фильм-поиск, фильм-эксперимент. В одной из критических статей того времени было высказано любопытное замечание о том, что зрительскому восприятию этой картины мешает... звук (!), вернее, слова, которые произносят персонажи.
В самом деле, минуя банальные диалоги и монологи, можно было впрямую наслаждаться тщательно продуманными, живописными по композиции изображениями: эффектными коллажами, ретроспекциями, медлительными «рапидами», стоп-кадрами. Они прекрасно смотрелись бы, скажем, под музыку или вообще в тишине...
А так получилась вполне бытовая история актрисы, находящейся в кризисе, разбавленная поэтическими врезками. Тут не спасли ни уникальные внешние данные Ларисы Кадочниковой, ни присутствие в кадре самого режиссера...
А ведь поклонники «поэтического кинематографа» в ту пору ждали от Юрия Ильенко многого...
Александр Федоров, киновед
Мигранты. СССР, 1991. Режиссер и сценарист Валерий Приёмыхов. Актеры: Оксана Арбузова, Андрей Андреев, Нина Русланова, Екатерина Васильева, Ирина Климова, Юлия Рогачкова, Татьяна Яковенко, Алексей Жарков, Денис Карасёв, Валерий Приёмыхов и др.
Невыразительная бледность «Мигрантов» похожа на скороспелую газетную заметку на модную «чернушную» тему. Первая режиссерская работа известного сценариста и актера Валерия Приемыхова «Штаны»(1989) была поставлена более оригинально.
«Мигранты», на мой взгляд, явный шаг назад. Сюжетные штампы (мучения бедной московской «лимиты» по общагам, сараям, ресторанам, драки, поджоги, изнасилования и т.п.). Слабая игра молодых актеров. Неряшливая приблизительность музыкального оформления делают фильм похожим на десятки иных «чернушных» лент...
Александр Федоров, киновед