Академик Евгения Ивановна Кириченко (1931-2021) сравнивала архитектуру с зеркалом русской жизни. В своей книге большое внимание она уделила сдвигам, произошедшим в пореформенной России. В те времена всё увереннее заявляли о себе выходцы из низов, сумевшие скопить значительные капиталы – прежде всего, купцы и промышленники.
При заказе домов их запросы часто сводились к тому, чтобы новое жилье «ничем не отличалось от прежних барских, а может быть, и царских покоев».
К услугам новоиспеченных олигархов к концу 19 в. сформировалась строительная индустрия, способная возводить роскошные «дворцы» под стать резиденциям высших сановников. Стиль эклектики предоставлял необозримые возможности для поиска композиционных решений и широкого выбора декоративных изысков.
Интересные памятники этого периода сохранились архитектурном наследии Ярославля.
Дом Лопатиных
Большой насыщенностью декора отличается особняк купцов Лопатиных, крупных торговцев мануфактурой в Ярославской, Московской и Владимирской губерниях. В Подмосковье им принадлежала Глинковская бумагопрядильная фабрика.
Яков Семенович Лопатин снискал известность как крупный ярославский благотворитель, избирался городским головой. На его средства учреждены Духовская церковно-приходская школа и сиротский приют.
В 1870-х годах по заказу Я.С. Лопатина старый фамильный особняк на Стрелецкой улице (ул. Ушинского, 6) был надстроен 3-м этажом и одновременно получил новое декоративное убранство. Величавую основательность приобрел 1-й этаж, как бы изваянный из «гранитного» руста. Выше в межэтажных пространствах расположились панно с лепными орнаментами. Центральную часть здания зрительно объединил портик с ионическими колоннами.
Некоторая пресыщенность дома декоративными элементами не нарушает соразмерного строя архитектуры. Динамичный ритм арочных проемов подхватывает балюстрада с полукруглым аттиком. Финальный аккорд в композиции задаёт геральдический щит с пучками зрелых колосьев.
Сегодня в здании располагается Ярославский областной суд. Отрадно, что «храм правосудия» содержит памятник в хорошем состоянии
Дом Лопатиных-Донцовых
В Ярославле семейству Лопатиных также принадлежал дом на Большой Рождественской улице (ныне ул. Большая Октябрьская, 44/60). В основе его лежит старый фамильный особняк первой трети 19 столетия.
В ходе реконструкции скромное купеческое здание обрело пышный «дворцовый» декор в духе версальского рококо. Лепнина гирляндами ниспадает со стен, буйными завитками окружает оконные проёмы. Декоративное разнообразие дополняет балкон с кованой решеткой, установленный на чугунных консолях.
Парящую легкость композиции придает ажурная балюстрада с «дворцовыми» вазонами. В центре её высится аттик с большим циркульным окном, обрамленным венком из лавровых листьев.
В конце 19 века к дому было пристроено западное крыло, оформленное столь же роскошно. Над большими арочными проемами расположился ряд овальных окон. Они также окружены триумфальными венками. Напомню, что само слово «барокко» в переводе с португальского означает «жемчужина овальной формы».
Один из хозяев дома, Владимир Лопатин, прославился как увлеченный фотограф, запечатлевший на своих снимках ярославские памятники старины. Последними владельцами здания по описи 1919 г. числились Лопатины и Донцовы.
Дом Полетаева
Ярким примером «дворцового» направления в эклектике является особняк ярославского хлеботорговца Спиридона Анисимовича Полетаева, возведенный в 1867 г. Столь изысканно красивый и внушительный по размерам дом вполне мог бы украсить усадьбы титулованных сановников.
Свой путь к высотам бизнеса Полетаев начал с самых низов – торговал в Калашном ряду сдобными сайками. Дела его постепенно шли в гору, и в начале второй половины 19 в. он уже числился купцом 1-й гильдии, содержателем мельничных заведений и владельцем нескольких волжских пароходов. В 1865-1868 гг. избирался городским головой.
Высокое положение склоняло Полетаева к мысли о строительстве собственного представительного жилья. И вот, в середине 1860-х гг. на купленном им участке земли на углу Большой Рождественской и Семеновской улиц (ныне ул. Б. Октябрьская, 53/42) развернулись масштабные работы. В ходе их были снесены все имеющиеся там постройки, и на новых фундаментах началось возведение дома, доселе невиданного в Ярославле.
Особняк Полетаева сохранился до наших дней, и сегодня есть возможность разглядеть его во всей красе. Главный фасад в девять оконных осей соразмерно строится вокруг центрального ризалита (выступа), завершенного аттиком сложной формы. Арочные окна обрамляют витые романские колонки, усиленные по бокам пилястрами с желобками-каннелюрами.
Белые гирлянды и волюты (завитки) ярко рисуются на фоне темно-красных стен. И наконец, мощные архивольты (дуги над окнами) вносят в архитектурную композицию монументальное звучание.
Дальнейшая судьба купца Полетаева сложилась драматично. В середине 1880-х гг. его постигли финансовые неудачи, и он был объявлен банкротом. По суду его собственность отошла кредитором. Один из них в 1894 г. продал роскошные купеческие пенаты Ярославской Епархии. С разрешения Синода в доме разместилась Духовная Консистория (управление делами). Жилые покои были переделаны под кабинеты и секции архивного хранения.
В советские годы в доме Полетаева находились различные учреждения. В настоящее время его занимает районный отдел управления внутренних дел.
Что сказать об эклектике? На некоторых ресурсах этот дом назван «красивейшим в Ярославле». Наверно, здесь стоит вспомнить произведения классиков. Фёдор Михайлович Достоевский так описывал появление Настасьи Филипповны в Павловском «воксале»: «Она … одета была с чрезвычайным вкусом и богато, но несколько пышнее, чем следовало». Впрочем, это обстоятельство нисколько не мешало князю Мышкину потрясаться её красотой
P.S. Материал является продолжением статей:
«Эклектика в Ярославле. В стремлении к свободе выбора»
«Эклектика в Ярославле. В извечном поиске красоты»
Продолжение темы будет в следующей статье