Найти тему

Что такое китайское кино?

В нашем Институте культуры и искусств состоялась открытая лекция

Александра Сергеевича Исаева, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений. Александр Сергеевич - соавтор шести коллективных монографий о состоянии и перспективах российско-китайских отношений, 16 лет проработал в посольстве КНР в качестве дипломата.

-2

Китайское кино - его хобби, которому он посвятил более 15 лет.

В 2013 году Александр Исаев выпустил монографию под названием «Китайский кинематограф нового тысячелетия». Он также является автором многочисленных статей о социальном, артхаусном, военном и историческом кино КНР, Гонконга и Тайваня в научном альманахе «Человек и культура Востока» и в журнале «Проблемы Дальнего Востока».

Крупнейшие американские кинокомпании приостановили показ своих фильмов в российских кинотеатрах. Это значит, что наш рынок открывается для других киностудий – например, китайских. Какой он – кинематограф Поднебесной, и сможет ли он заинтересовать российского зрителя? Этим вопросам была посвящена лекция.

Сегодня китайская кинематография перевоплотилась в мощную коммерческую индустрию, производящую зрительские картины всех жанров, которые только возможны: от хоррора до мюзикла. Благодаря Александру Исаеву мы открыли для себя мир «другого» азиатского кино. Не лент о романтических наивных отношениях, не сериалов на основе банальных клише. Речь шла не о фильмах, где восхваляют Китайскую Народную Республику, а о серьезных кинопремьерах, о фильмах, которые уже признаны многими киноакадемиями.

Существует предположение, что первоначально кинематограф в Китае рассматривался как вид древнего искусства театр теней, поэтому кинофильм по-китайски называется «электрические тени» (кит. упр. 电影, пиньинь diànyǐng, палл. дяньин). Первая зафиксированная в истории демонстрация «движущихся картинок» в Китае состоялась 11 августа 1896 года в Шанхае — городе, который на долгие годы стал центром кинематографа Китая. В Пекине первые фильмы были показаны в 1902 году. Собственно китайское кинопроизводство началось в 1905 году, когда пекинский фотограф Жэнь Цинтай снял на движущуюся ленту сцены из спектакля музыкальной драмы «Битва при Динцзюньшане» со знаменитым актёром Тань Синпэем в главной роли.

Александр Исаев раскрыл принципы поэтики артхаусного кино Китая. «Тайна реки Сучжоу» режиссёра Лоу Е - фильм поражает необычным методом повествования и композицией. Особое внимание было посвящено разбору киноленты «Пока смерть не разлучит нас»

-3

Действие фильма происходит в небольшой китайской деревушке. Мужчина и женщина, больные СПИДом и отвергнутые своими семьями, неожиданно влюбляются друг в друга. Несмотря на то, что жители деревни осуждают их, они всё же решают быть вместе, чтобы заботиться друг о друге, пока смерть не разлучит их... Повествование ведётся от имени племянника умершего от болезни главного героя.

Подробно о феномене китайского кино читайте в книге А.С.Исаева:

-4

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ