Термины - это, конечно, громко сказано, но, с другой стороны, обычные литературные слова, применяемые к описанию действий, происходящих на наших занятиях, раскрывают весь спектр чувств педагогов не полностью.
Да и не только педагогов, а прежде всего, воспитанников нашего социального спецучреждения (детей с ОВЗ) и их сопровождающих родственников.
Какие это слова?
Такие, которых в нормальных словарях нет и не было (даже в отдельных сборниках "профессионализмов" кустарного производства, хоть я могу и ошибаться). Но, тем не менее, эти слова - живые, несущие в себе огромный смысл, и, самое главное, они придуманы не нами (педагогами), а самими нашими "подопечными". Они наполнены эмоциональной начинкой и звучат гораздо правдивее и ярче их более "затертых" синонимов.
1. Злой папа соседского мальчика
Ходили к нам на кружковые занятия два мальчика из "дневного" отделения - Паша и Денис. Мальчишки - одного возраста, оба - "речевики", ходят в школе в один класс, даже немножко дружат, еще и живут в одном подъезде. Их обоих привозит и забирает Пашкина мама.
Только Денис, в отличие от Паши, совсем не усваивает программу, сколько бы учительница ни билась. Еще и похулиганить любит.
- "Интересно, а мама там вообще занимается ребёнком?" - спросила воспитательница, зная, что соседи о соседях знают всё.
- "Да когда им там заниматься! - восклицает мама Паши, - она то с битым носом, то с синим глазом. Только и успевает Дэнчика в охапку - и к бабке бегом, когда папаня глаза зальет".
А потом добавила: "Он же - фу, не мужик, а захредёжник первой степени!"
Ктоооо? Повторите еще раз! Ха, а ведь и правда, слово - прямо говорящее, в голове уже образ папы этого встает, целый портрет, от плешки - до шлепанцев резиновых (на носки, а они как раз - не очень целые).
Теперь у нас это "понятие" - очень даже "в обиходе".
Например, рассказывает какая-нибудь коллега о неприятном родственнике со стороны мужа, а девчонки ей: "А он - нормальный или захредёжник?"
2. Ме-ме-ме, ничего я не уме-е-е...
Еще один воспитанник, тоже посетитель наших кружков - Никитос, 13 лет. Но умственное развитие - хорошо если на 6 потянет. Хоть в обычной жизни, в принципе не "пенёк", понимает, что от него требуют.
Но когда дело касается какой-либо работы с его стороны (например, картонный домик красками раскрасить), он сначала будет возмущенно говорить: "Я не уметь, я не уметь". А после нескольких настойчивых уговоров от учителя и парочки чувствительных подзатыльников от мамы, Никитос таки берется за домик, за краску и... мажет краской не домик, а стол, на котором этот домик стоит. Или макает в краску не саму кисть, а ее обратную сторону (черенок), и, улыбаясь, "царапает цветом" стану домика (ну портит же).
- "Никита, нельзя так! - возмущается учительница, - это - неправильно!"
- "Да всё он знает, - отвечает мама, - и всё он умеет, он просто - козлит, он часто так делает!"
И ведь как тонко мама подметила: именно "козлит"!
Вот и это слово - тоже стало нашим обычным-каждодневным. Например, когда воспитательница В.В., не предупредив нас, сама меняет детям расписание, как удобно ей, и приводит в кружки на занятия НЕ ТЕХ ДЕТЕЙ, мы говорим: "Уважаемая В.В., может хватит уже козлить?!"
А как это по-другому назвать, когда вместо детей, идущих по расписанию, она приводит самых шумных, подвижных, а то и совсем неуправляемых, с которыми самой сидеть в группе неохота?
Да неужели термин имени Никитиной мамы не подходит?
3. Ну и еще одно миленькое слово
Его придумала одна замечательная маленькая девочка Вика из нашего стационара. Вполне сохранная для своих лет, даже говорящая очень неплохо.
Лежит у них в игровой комнате в закрывающемся пуфике красивый желтый мяч с нарисованными грибочками, яркий такой, солнечный. Вика очень любит с ним играть.
Но к пуфику повадился ходить один агрессивный мальчик, который тоже претендовал на мяч,но при этом "играл" довольно грубо: бил ногой, швырял в оконное стекло... и воспитателям пришлось этот симпатичный мяч с грибочками перепрятать.
И вот, открывает Вика пуфик, а внутри - пусто. И - к воспитателю бежит со слезами:
- "Тётя, тётя, где мой гримячик? Хочу мой гримячик!"
Вот так, совершенно без усилий и без напряженной работы фантазии, рождаются новые слова. А мы... мы их тщательно запоминаем. А кое-кто их даже записывает. Чтобы было потом, о чем вспомнить и поделиться здесь с Вами.
Дорогие читатели, всем посылаю добрые лучики, пусть они Вас согреют.
поддержать автора:
карта Сбербанк 2202 2002 8527 4302
визитка на донат (теперь такая)
Рада визитам верных и новых гостей, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ
#учителяидети #учителяиродители #особенныедети #педагогика #словарь