Пьесы, стихи, новеллы
Поскольку по профессии я актёр, мне пришлось в большей степени читать именно пьесы.
Наверно, этот формат литературного произведения — самый любимый, хотя с некой оговоркой. Помимо того, что это произведение искусства, это ещё и рабочий материал в первую очередь, как, скажем, чистый белый холст для художника или кусок глины для гончара.
Тем не менее, разумеется, это Шекспир. В разное время были разные любимые пьесы. «Макбет», «Ричард III», «Юлий Цезарь», но сейчас и вообще «Отелло», которого я читал во всех канонических переводах.
За пьесами последовали и сонеты в переводе Маршака. Каждый грандиозен по-своему, а их целых 154 штуки!
«Войцек» Бюхнера. Лучшая литература, которая описала «маленького человека».
Кнут Гамсун и его новеллы.
Кафка, конечно же, но вот самые масштабные и известные произведения осилить не получилось.
«Теорема» Пьера Паоло Пазолини и его стихи, которые созданы будто под каждый день жизни.
Акутагава и его новеллы, одноактные пьесы и особенно документальная проза.
«Письма брату Тео» Ван Гога. Вообще документальная проза — одна из высших и самых сильных форм проявления литературы. Она неподдельная и настоящая. Она не может быть слишком конформистской, сентиментальной и риторичной, но одновременно с этим не отменяет всего вышесказанного. Она может быть сентиментальной, если понадобится, а может быть грубой в плане художественном и в плане своей структуры в принципе.
Стивенсон — «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» — и «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса.
«Хоббит: дорога туда и обратно» Толкиена. Хотя сначала я посмотрел одноимённый мультик 1977-ого года.
Также от впечатления после фильма я прочитал «Крёстного отца» Марио Пьюзо, хотя и тут книга уступает фильму.
Из комиксов собирал только «Человека-паука», но ни один кроме самого первого, разумеется, не помню. Самыми любимыми всё же стали из цикла «Гражданская война». Темы, которые там поднимались, и события, которые разворачивались, были крайне необычны для детских комиксов.
Ещё из пьес и драматургов — Теннеси Уильямс и его «Трамвай «Желание», который также было прочитан после гениального фильма Элиа Казана.
«Посторонний» и «Калигула» Альбера Камю. А вот здесь уже сложно утверждать, что фильм Тинто Брасса лучше, поскольку он просто другой и акценты расставлены иначе, нежели у Камю.
«Царь Эдип» Софокла. Первое величайшее произведение в мире, а после него сразу на ум приходит «Божественная комедия» Данте.
Стефан Цвейг — «Америго Веспуччи», а также Эдгар Аллан По — «Убийства на улице Морг».
Безумно нравится посыл и как факт идеи «Тарантул» Боба Дилана, но читать это дважды нереально. И в первый-то раз пытка.
«Кино без бюджета» Роберта Родригеса, завоевавшего Голливуд, имея 7000$ в кармане.
Кама Сутра. Те, кто думает, что это только картинки с позами из секса, ничего о сексе на самом деле не знают.
«Гаргантюа и Пантагрюэль», но только лишь первая книга. Ощущение от последующих точно такое же, как от романа «Война и мир» Толстого — дальше первого тома неинтересно и читать в принципе невозможно.
Из отечественного, что в первую очередь безумно понравилось, — это «Горе от ума» Грибоедова и «Маскарад» Лермонтова. С Пушкиным всё чуть сложнее, — спасибо школьному образованию, когда каждую четверть ты вынужден слушать про светило русской поэзии, из-за которого других писателей не было видно. Однако «Маленькие трагедии», а если быть точнее, то эпизод Моцарта и Сальери, — любимое у Пушкина.
Достоевский и его «Преступление и наказание». Свидригайлов там — самый любимый персонаж.
«Адам и Ева» Казакова. Произведение удивительной силы одиночества.
Разумеется, Чехов и его пьесы. Из юмористического также можно и нужно вспомнить Зощенко, но чуть более прохладно, нежели всех остальных.
Горький — «На дне» — и Андреев — «Реквием».
«Обломов» Гончарова. Хотя, признаться, фильм Михалкова намного интереснее, полнее, насыщенней и лучше.
Из поэтов: Бальмонт, Кирсанов, Маяковский, Евтушенко, но самый любимый — Иосиф Бродский.
Из современных я бы отметил Вырыпаева и МакДонаха (особенно «Человек-подушка»), а также малоизвестную или вовсе никому неизвестную пьесу «Жизнь удалась» Вдовина Алексея.
Особняком стоит «Рождественская история», где самый любимый момент заставляет меня пускать слезу, когда я читаю его.
— Дух! — произнёс Скрудж надломленным голосом. — Уведи меня отсюда.
— Я ведь говорил тебе, что всё это — тени минувшего, — отвечал Дух.
— Так оно было, и не моя в том вина.
— Уведи меня! — взмолился Скрудж. — Я не могу это вынести.
Сергей Брыляков