Часть 1
Через несколько дней Вера вместе с малышом отправилась в город. Подойдя к театру, она огляделась - толпа людей выходила, спускаясь по ступенькам. Дождавшись, когда она поредеет, Вера поднялась и вошла в здание.
-Женщина, вам кого? - ей навстречу шла дама в красивом платье.
-Я ищу Смирнову Татьяну, она работает в этом театре.
-Милочка, у нас не работают, а служат. - Брезгливо оглядев Веру с ног до голову, произнесла тетка в очках.
-Да мне все равно. Мне нужна Татьяна Смирнова. Передайте ей, что если она сейчас не выйдет, у нее будут проблемы. Я такой шум здесь подниму. - Веру вдруг рассердил ее надменный тон и то, с каким оценивающим взглядом она ее рассматривала.
-Слышать не хочу ничего об этой особе!
-Кто у вас здесь главный? Я хочу с ним поговорить.
-Милочка, покиньте помещение.
-Кто здесь шумит? - Вера повернулась на голос и увидела как по лестнице спускался мужчина, примерно лет тридцати пяти.
-Вот, Татьяну Смирнову ищут. - Женщина поправила очки. - Юрий Васильевич, объясните этой дорогуше, что здесь теперь таких нет. О, за что нам такой позор, наш театр будут упоминать в газете, в криминальных хрониках! - Картинно поднеся пальцы к вискам, худощавая служительница театра сморщилась будто от боли.
-Не обращайте на нее внимания, - шепнул Юрий Васильевич. - Она все никак не отойдет от происшествия. Пройдемте в мой кабинет.
Они поднялись на второй этаж и мужчина открыл дверь, на которой висела табличка "Театральный режиссер".
-Как вас зовут?
-Вера. Вера Николаевна. Что за происшествие?
- Вы ищете Татьяну Смирнову?
-Все верно. Понимаете, она оставила у меня сына и сбежала в город. Вот я и приехала чтобы разыскать ее и попытаться убедить, что ребенок не может быть без матери.
- А кто она вам? - он заинтересованно посмотрел на Веру.
-Она сестра моего покойного мужа.
-Вот, значит, как.. Тогда у меня для вас очень плохие новости - Татьяна арестована.
-Как? За что? - ужаснулась Вера.
- Она лишила жизни моего предшественника, Андрея Ильича Журавлева. Сейчас я исполняю его обязанности.
-Я ничего не понимаю, - жалобно произнесла Вера, присаживаясь, и сажая ребенка на колени.
-Давайте, я вам все расскажу, а то все равно вас накормят сплетнями... Татьяна Смирнова пришла к нам в театр три года назад. Удивительно, но в этой деревенской девочке был талант. Сперва ей дали незначительные роли, но потом.. Оказалось, что у нее есть способности к танцам и после трех месяцев обучения ее приняли в нашу танцевальную группу. К сожалению, мой предшественник был падок на молодых особ и Татьяна, которая из гадкого утенка превратилась в прекрасного лебедя, не осталась без его внимания. В прошлом году Татьяну перевели в спектакль, а потом и вовсе отстранили от выступлений. Позже выяснилась причина - она ждала ребенка. Все знали от кого, даже жена Андрея Ильича. Но развод, сами понимаете, никто не стал оформлять. Анне Давыдовне это было не выгодно. Татьяна вела себя крайне разумно, понимая, что кричать на всех углах о ребенке не стоит, тем более Андрей Ильич ей помогал и не на что было жаловаться. Но все изменилось когда появилась Мария, новая танцовщица в нашем театре. Покойный стал проявлять к ней внимание и Татьяна, испугавшись , что больше не сможет вернуться в театр, увезла ребенка в деревню. А через два дня, когда вернулась, застала Андрея Ильича с Марией. Вышел жуткий скандал и она, схватив с его стола тяжелую статуэтку, бросила ее ему в голову.
Татьяну в тот же день арестовали. Вот такие Шекспировские страсти творятся в нашем театре, в спектаклях у нас такой драмы нет, как за кулисами, - Юрий Васильевич развел руками.
Вера молча встала и пошла к двери, в это же время Сережа заплакал.
- Он проголодался?
-Да, я сейчас его покормлю, спасибо. - Вера вышла из театра, села на скамейку и достала бутылочку с молоком.
Юрий Васильевич наблюдал за ней из окна. Ему было интересно, что теперь будет делать эта женщина. Она была несомненно красива, хоть и одета бедно, по-деревенски. Он увидел, как покормив малыша, она положила его на колени и стала качать, а свободной рукой вытирала слезы. Сердце его сжалось от сострадания. Спустившись вниз, он подошел к скамейке и сел рядом.
-Послушайте, тут рядом детский дом, обратитесь туда.
-Вы предлагаете отдать ребенка на попечение государства? Да никогда! Пусть нам тяжело, но он то не виноват в том, что у него такая мать. В конце концов, у него есть бабушка.
Юрий не понимал, откуда у него возник такой интерес к ней. Ему вдруг захотелось ей помочь. Может быть она напомнила ему его мать, которая так же отчаянно защищала своих детей в годы революции.
-Вера Николаевна... Если я могу чем-то помочь, вы можете найти меня здесь. Не стесняйтесь. - Он говорил, не раздумывая даже зачем ему это надо, язык глаголил впереди разума..
-Спасибо, нам пора.
Вернувшись домой, Вера увидела притихшую и смиренную свекровь
- Удалось что-то узнать, Вера? Неужто ты не нашла Таню?
Вера удивилась ее тону - жалобному и заискивающему. Куда делось ее привычное: "Окаянная?"
Вера села и осторожно, пытаясь подобрать слова, все рассказала свекрови. Женщине стало плохо. После услышанного она слегла в кровать и плакала, не переставая.
Тем временем Вера понимала, что нельзя опускать руки, нужно действовать.
Придя вечером к председателю, она попросила его сделать на ребенка новую метрику.
-Ты усыновить его хочешь? Зачем? Не лучше ли отвезти его в дом малютки?
-Дмитрий Михайлович, я все уже решила.
-Но зачем? Коли решила ребенка оставить, так пущай растет у тебя как племянник твоего покойного мужа, никто же не заберет его. Родственник все же.
-Если я растить его буду, так не хочу, чтобы он знал, что у него мать кукушка и уголовница к тому же.
- Ну если так.. Что же. Напишу документ, завтра в городе заверю, есть у меня человечек, который без вопросов печать поставит. Плату мою ты знаешь.
- Знаю, - расстегивая рубашку на его груди, произнесла Вера.
Она пришла домой затемно, помылась, тщательно протирая себя мочалкой и плача. Как она докатилась до такой жизни? На что ее толкает судьба?
Нина Павловна сидела на кровати и плакала, держа на руках маленького Сережу.
На следующий день к обеду ее вызвал председатель.
-Держи, вот документы на Сережу, теперь он твой сын.
- В графе отец прочерк...- разочаровано произнесла Вера.
- А кого я там напишу? Себя? - Усмехнулся он. - Садись, поговорить надо. Смотри, что я получил.
Он протянул ей бумагу , на которой вверху был написано "Приговор"
."..Высшая мера наказания.. .."
- Что это? Это приговор Татьяне? Так быстро?
-Читай внимательно.
Дойдя до инициалов, Вера вскрикнула, ей стало плохо от увиденного.
-Михалыч, это что? Как это?
- Сегодня был в городе по твоим делам, и по своим заскочил, а тут мне передают бумагу с приговором. В общем, муженек твой на немцев работал, тогда, в 1943 году ошибка вышла. Он пытался прятаться в Германии, но его удалось поймать. Видишь, за что его судили? Сколько жизней погубил.. Это то, что доказали.
Больше года шло следствие, а неделю назад приговор вынесли, в Москве было заседание, нам один экземпляр прислали. Хотя редко так делают. Теперь, как ты понимаешь, пенсию вы получать не будете. Ты вроде как жена предателя.
На пошатывающихся ногах Вера брела к дому. Как теперь сказать об этом Нине Павловне? Она этого не переживет. Михалыч обещал никому ничего пока не говорить, но шила в мешке не утаишь.
- Вера, надо Сереженьку покормить, что-то худо мне совсем. Помоги.
Вера быстрым движением сунула в сундук лист с приговором и занялась ребенком.
Свекровь после истории с Татьяной притихла, стала вести себя тише воды и ниже травы, понимая, что Вера еще ангел по сравнению с ее дочерью.
Но на следующий день, когда Вера была на ферме, к ней прибежал сын.
-Мамочка, там бабушке плохо, зовет тебя. Говорит, что помирает.
- Беги, мы тут сами управимся. - Вторая доярка Лида забрала у нее ведро с молоком.
Вера быстро побежала в сторону дома, да так, что семилетний Ванька едва за ней поспевал.
-Что случилось? - подбегая к свекрови, спросила Вера.
Свекровь ничего не говорила, она лежала на кровати и ее рот был искажен. Вера сталкивалась с этой болезнью, знала, что это инсульт.
-Что произошло? - спросила она, глядя на детей.
-Мама, я не знаю. Мы с Ваней играли, я залезла к тебе в сундук и хотела надеть бусы, которые тебе папа подарил и там нашла вот это.. Мы попросили бабушку почитать, что здесь написано, а она вдруг схватилась за сердце и упала. Мы ее затащили на кровать, но она не говорит и рукой не шевелит.
Вера схватила листок, который протянула ей дочь и все поняла. Сунув приговор в сундук, она забыла его потом перепрятать, занятая хлопотами. Дети нашли и дали бабушке почитать. Сердце женщины не выдержало - сначала дочь, потом сын..
-Все будет хорошо, вы встанете, - склонившись над Ниной Павловной, прошептала она. - Анька, беги за Клавдией, зови ее сюда.
Но к утру Нины Павловны не стало...
Похоронив свекровь, Вера поговорила со своими детьми и те взяли на себя заботу о маленьком Сереженьке пока она работала.
И вдруг однажды ночью, на сороковой день после похорон она проснулась от звона стекла. Сережа заплакал, дети вскрикнули. Вскочив с кровати, она увидела, что ей кто-то разбил стекло. К камню привязали записку: " Семья предателя!"
Едва дождавшись утра, она пошла к председателю.
-Михалыч, я же просила тебя. Смотри, что творится.
-Вера, прости меня. Выпили вчера, чтобы помянуть Нинку, так я спьяну сболтнул Никитишне. Вот она и разнесла, видать, весть.
-Сболтнул.. По пьяне.. А мне что делать? Мне теперь не дадут жизни...
-Мы придумаем что-нибудь, Вера.
Но уже к вечеру она ревела, слыша от односельчан оскорбления. Она боялась уснуть, вдруг дом подпалят, ведь такие угрозы уже были.
Но едва часы пробили полночь, как она услышала стук в окно. Взяв в руки топор, она выглянула и удивилась - председатель собственной персоной.
-Вера, пусти.
Она открыла дверь и пустила его во внутрь.
-Зачем явился?
-Держи документы, справка здесь. Уезжайте в город. Не я, так кто-нибудь другой бы узнал и все равно не было бы вам здесь жизни. Все помнят приход фрицев в 41-году, так что для них твой Витька все равно что они..
Вырвав документы из его рук, Вера отвернулась к окну и заплакала.
Едва утром забрезжил рассвет, как Вера с тремя детьми вышла из дома и направилась к лесу, чтобы пройти на станцию. Она не знала, куда ей идти, но знала точно - здесь ей жизни не дадут. Еще свежи воспоминания людей с сорок первого года...
Продолжение