Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Героический рейд

6 февраля командующий 3-й гвардейской армией генерал-лейтенант Д. Лелюшенко поставил перед 8-м кавалерийским корпусом задачу: совершить рейд по тылам противника, перерезать железную дорогу Луганск – Дебальцево и способствовать тем самым разгрому противника в Донбассе. В авангарде корпуса в прорыв устремилась Башкирская кавалерийская дивизия. Фашистам удалось закрыть «ворота» прорыва, и корпус совершал рейд без надежного тылового обеспечения. За две недели почти непрерывных боев был нанесен значительный урон двум пехотным и одной танковой дивизии, разрушено 19 железнодорожных мостов, уничтожено 6 эшелонов с военными грузами. Из фашистской неволи было освобождено около полутора тысяч пленных советских граждан.

Одним из интересных эпизодов боевой биографии ветерана дивизии Мугима Нагаева является случай, произошедший во время рейда дивизии по тылам противника в Луганской области:

«21 февраля 1943 года, находясь в тылу врага, мы ночью приблизились к деревне Артем. Шел сильный снег. Полковник Голованский, командир отряда, с разведчиками направился к маленькой хате, стоящей на краю деревни. В ней проживали старик со старухой. Спрашивают старика: “В деревне фашисты есть?”. “Есть танковый батальон, – отвечает старик, – заправленные танки”. Голованский разбил отряд на группы по 5 человек для разоружения ничего не подозревавших немцев. Мы, пятеро комсомольцев, должны были разоружить фашистов в десятом доме справа. Строгий приказ – без сигнала даже в случае обнаружения к выполнению операции не приступать.

Подошли мы к десятому дому, окружили его, поняли, что фашисты спят совершенно без охраны. Затаившись, ждем сигнала. Наконец, сигнал подан, и я тихо стучу в дверь. Женский голос: “Кто там?”. “Откройте, – говорю, – красные пришли”.

Женщина впустила нас в небольшую кухню и указала рукой в соседнюю комнату, где спали гитлеровцы. Нас в доме трое, Зариф Габассов еще с одним разведчиком остался для охраны во дворе. Распахнули дверь в гостиную. Галикарам Аминев светит фонарем. Ошеломленные фашисты без сопротивления сдаются.

Так без потерь и шума был взят в плен весь находившийся в деревне фашистский батальон. 35 готовых к бою танков были взорваны саперами, а отряд двинулся дальше по тылам противника».

генерал-лейтенант Д. Лелюшенко
генерал-лейтенант Д. Лелюшенко

За время тяжелейших боев во время рейда 112-я Башкирская кавалерийская дивизия понесла тяжелые потери. Прорыв из тыла при выходе из рейда совершался в условиях большой концентрации средств и сил врага. Личный состав дивизии, находясь в боях около трех месяцев (бои начались еще до рейда), сильно устал, кони были истощены.

Вспоминает Тухват Макулов, связист дивизии: «Самым памятным эпизодом был выход из окружения после завершения рейда, когда до линии фронта оставалось восемь километров, и у “Адского моста”, как его называли сами бойцы, между поселками Юлино-1 и Юлино-2, на бойцов дивизии, у которых не было ни лошадей, ни пушек, и кончились боеприпасы, двинулись вражеские танки. Кто выбрался из этого ада и добрался мелкими группами до своих через линию фронта, считает себя заново родившимся. В полках, где было по 1000 человек, осталось по 60-70 бойцов. Практически все уцелевшие были ранены».

В этом бою при выходе из рейда погиб славный командир дивизии, любимец бойцов и командиров генерал-майор Минигали Мингазович Шаймуратов. В самом пекле тяжелого сражения он до последнего своего вздоха остался бесстрашным и верным сыном свой Родины, своего народа.

8-й кавалерийский корпус полностью выполнил задачи, поставленные командованием. За исключительную храбрость, проявленную бойцами во время рейда, 112-я Башкирская дивизия была награждена орденом Ленина, ей было присвоено звание гвардейской. Многие бойцы и командиры, отличившиеся в тяжелых боях в тылу врага, были награждены орденами и медалями.

В. КАРПУШЕНКО, А. КРИКУН

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!