Найти тему
Валерий Грачиков

Полтора года доносили царю и хватит

Как мне кажется, это одна из тех чудесных историй, которыми полно правление государя Петра Алексеевича. А заодно показатель того, что царь, посмотрев, во что вылилась его «замечательная» идея, при отсутствии результата менял свое мнение на другое.

Дело в том, что царь Петр не только занимался переформатированием армии и системы управления, закрепощением всех, до кого смог дотянуться и денежной реформой. Он пытался еще и создать систему постоянного доносительства на все «неправды» и преступления против сколачиваемого им государства.

Хорошо это или плохо - это другой вопрос. Главное, что Пётр тратил массу времени на создание системы доносительства. Достаточно сказать, что в 1711 году он создал систему официальных доносителей - фискалов. Можно, конечно, их назвать и какой-нибудь Счетно-контрольной палатой, задачи похожие:

«над всеми делами тайно надсматривать и проведывать».

Но так как фискалов на всех не напасешься, им же еще и жалование платить надо. Поэтому в октябре 1713 года Петр подписал указ, по которому предлагал своим подданным, чтобы они

«без всякого б опасения приезжали и объявляли самим нам» об обнаруженных неправдах.

Рассказывать лично царю предлагалось о «преслушникам указам и положенным законам»,

Причем Петр был готов выслушать всех - «даже до земледельцоф» и обещал за верную службу, «буде того достоин будет - и чин». То есть при доносе на серьезную крамолу - запросто можно было в люди выбиться.

Примеры карьер, когда выбивались в люди благодаря доносам были. Например, дело Цыклера. Бывало и так, что Петр в следующем, 1714 году, пытался найти автора подметного письма или, как мы теперь такие послания называем - «анонимки», чтобы одарить его 300 рублями (вообще-то по тем временам это - очень даже большие деньги, годовое жалование средней руки офицера или чиновника). Причем Петр искал автора этого письма специальным указом. Нашел ли или нет - непонятно.

-2

Но в итоге такое желание самому разбираться с доносами по важным государственным нарушениям привело к тому, что на царя свалилась всякая ерунда и мелочь. И уже 25 января 1715 года, менее чем через полтора года после указа, по которому надо было доносить о «преслушниках» царю, вышел новый указ.

По нему подметные письма приказывалось сжигать, не читая, а доносить теперь надо было не царю, а специальным людям, которые разберутся, стоит ли донос царского внимания или не очень. Правда, при этом Петр еще раз напомнил, что донос по делу он оценит и оплатит, приводя в пример фискалов, заработавших на доносительской службе состояния.