Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Лошадиные заслуги

112-й Башкирской кавалерийской дивизии
112-й Башкирской кавалерийской дивизии

Великая Отечественная война, увенчанная нашей Великой Победой над фашизмом, остается одним из ярчайших примеров поразительного величия народного духа.

Несмотря на множество книг и фильмов о той страшной войне, у нее еще много загадок. И одна из таких загадок имеет прямое отношение к Давлекановскому району нашей республики.

…С первых лет существования молодого социалистического государства руководство РККА большое внимание уделяло подготовке конных частей. Так уж повелось с петровских времен, что одними из главных поставщиков лошадей в армию были Татария и Башкирия. Использовались местные породы лошадей, позднее стали заниматься селекцией. Однако эти два края не могли полностью удовлетворить растущий спрос государства на племенных лошадей для кавалерии. Интенсивно стали разводить армейских лошадей и в европейской части России.

Но вырастить породистого коня – очень ответственное дело. До 1830 года конюхам, занятым на работах с племенным материалом, запрещалось жениться, так как считалось, что наличие семьи будет мешать выращиванию лошадей. Граф Орлов, знаменитый конезаводчик того времени, добился отмены этого дискриминационного закона.

За заслуги перед Отечеством в годину грозных испытаний император в 1815 году выделил генералам Волконскому и Раеву, титулярному советнику Островскому и князю Горчакову земли в нынешнем Давлекановском районе. Волконский завез в свое имение несколько племенных рысаков и тяжеловесов – так началось распространение племенного коневодства в нашем крае.

В Башкирии расцвет «производства» рысаков пришелся на годы советской власти. В нескольких районах республики были образованы племенные фермы по обеспечению Госрезерва РККА лошадьми. Деревня Тавричанка (в ней было в то время 60 дворов, сейчас живет один человек) была базой воспроизводства элитных лошадей, а Наум Самсоненко (1897-1968 гг.) руководил местным колхозом им. Сталина, где обеспечивал племенную работу: под его «командованием» было 30 маток-чистокровок и 5 жеребцов.

К осени 1940 года конеферма насчитывала 800 голов лошадей. В трудное время первых лет Великой Отечественной, когда остро ощущалась нехватка людских ресурсов, немного нашлось председателей колхозов Советского Союза, которым особым распоряжением была предоставлена бронь от военного призыва. К их числу относился и Наум Емельянович. Его труд по выращиванию и подготовке конского состава для нужд армии отмечен рядом правительственных наград, а колхоз, получивший название «Коммунар», к концу 50-х годов вошел в число миллионеров.

Только лучшие лошади объезжались и воспитывались в Тавричанке, где для них было отведено специальное пастбище («земрезерв»), на которое не допускались другие животные. Остальных лошадей, также для подготовки к службе в РККА, передавали на конефермы колхозов «Красная поляна» (председатель С. Садовников) в деревне Каранбаш и «Новый быт» (Ф. Самойлов) в деревнях Абрамполь (сейчас Сергиополь), Дорошевка и Фаридоновка. Всего к лету 1941 года лошадиное поголовье в этих колхозах насчитывало 1500 единиц.

В этой местности в конце 1941 года была организована специальная школа подготовки лошадей-разведчиков для работы в тылу противника. Все это осуществлялось в обстановке строгой секретности. И только по методу подготовки и приемам выполнения различных команд местные жители могли догадываться о тех задачах, к выполнению которых готовили этих лошадей. Всего по спецпрограмме за два года было подготовлено около ста лошадей.

За время войны, да и после нее некоторых лошадей (клички их известны и сегодня – Рыжуха, Гулливер, Угрюмый), прошедших обучение в той школе, по различным причинам возвращали с передовой в эти колхозы, где их использовали для хозяйственных нужд. Но весной 1946 года на станцию Давлеканово прибыл вагон с лошадьми. Четыре боевых коня, в их числе Дамирка, Ландыш и Ласточка (эта лошадь награждена медалью «За боевые заслуги» – единственный случай за всю Великую Отечественную войну), прошли своим ходом около 10 км до Тавричанской конефермы и зашли в принадлежавшие им стойла. Несмотря на трудные первые послевоенные годы, этих лошадей не привлекали к работам: они были на свободном выпасе до самой своей кончины. Похоронили их на специальном конском кладбище (не в скотомогильнике) и установили на их могилах обелиски.

На вокзале их встречали представители колхоза им. Сталина вместе со школьниками, среди которых был и пионер Гена Виниченко.

Гена (родился 21 апреля 1939 г.) был восьмым и последним ребенком в семье репрессированного коневода Федора Виниченко. Плохо слышащий от рождения, Гена очень привязался к прибывшим лошадям и помогал коневодам ухаживать за ними. Любовь к этим чутким животным и помогла ему выбрать себе профессию. Он стал ветеринарным фельдшером. Имея всего 7 классов образования, он самоучкой достиг высоких профессиональных знаний. К нему за помощью нередко обращались из соседних районов и колхозов, где имелись собственные дипломированные специалисты.

Способности и самоотверженный труд Геннадия Федоровича были оценены – в 1999 году ему присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства». Сейчас он проживает в деревне Каранбаш и по мере сил оказывает помощь односельчанам.

При формировании 112-й Башкирской кавалерийской дивизии (всего в начальный период войны было сформировано 5 национальных кавдивизий) в нее поступили некоторые лошади с конеферм Давлекановского района. Эта дивизия осенью 1945 года была направлена в Закавказье. Лошадей передали колхозам и совхозам в Грузии, а мотомеханизированный дивизион расформировали близ Кировабада (Азербайджан). Только боевая лошадь по кличке Керчь под водительством майора Фаттахова, коноводов С. Мухаметзянова и С. Ишкиева решением командования дивизии была направлена на родину…

Конь – символ Башкирии. И вот этот символ, побывавший в логове поверженного противника, вернулся в родные степи. Правда, ему, как и многим бывшим воинам, пришлось потрудиться на восстановлении разрушенного хозяйства в колхозе «Большевик» Миякинского района БАССР. Но такова участь всех простых тружеников войны…

Кстати, сегодня благодаря заботам руководства Башкортостана конское поголовье в республике возрождается – оказалось, что не только тракторы нужны селу. А ныне живущие люди благодарны живому символу республики за тот вклад, что внесли лошади в дело защиты нашего Отечества.

Р.S. Автор выражает признательность директору Давлекановского историко-краеведческого музея М. Мухаметзянову за помощь в работе.

Б. Малородов

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!