SWOT-анализ: риски вязнут на зубах как ириски
За день до мобилизации мы подготовили пост про SWOT-анализ, теперь смотрим на графу «риски» и добавить нечего. Зато сразу стало понятно, какие риски стоит учитывать. Рекомендуем на выходных отвлечься и заняться этим упражнением — кому новые направления проанализировать, кому — рынки.
Кстати, мы уже разбирали пользу SWOT-анализа и зафиксировали, что это годный инструмент стратегического планирования. Его результаты органично ложатся в основу платформы бренда, перекладываются в копирайт на сайт и в многочисленные презы.
Этот пост — инструкция по применению SWOT, способ нащупать новые точки роста, или понять, что нас тормозит.
По методе предлагается заморочиться над "матрицей" из 4 сущностей.
1. S (strengths) – сильные стороны. Это ваши уникальные предложения или ценности, из-за которых вы уверенно участвуете в конкурентной борьбе: т.е. все-все преимущества.
Задайте себе вопросы:
• В чем сила наших продавцов/нашего менеджмента/маркетинга/?
• Что мы делаем на рынке лучше других?
Например, одни из немногих в сегменте научились работать со сложной дорогой загородкой на вторичке; входим в ТОП-3 девелоперов, которые внедряют современное искусство в девелоперский продукт.
• Почему нас выбрали наши последние N клиентов?
Тут хорошо бы было заранее настроить систему сбора отзывов.
2. W (weaknesses) – слабые стороны. Эти недостатки тормозят рост вашей прибыли и получаются хуже, чем у конкурентов.
Задайте себе вопросы:
• Что мешает двигаться по стратегическому плану?
• Какую сферу мы освоили слабее, чем наши конкуренты?
• Какие ошибки совершены в менеджменте за последние полгода?
3. O (opportunities) – возможности. Это рычаги, на которые вы можете повлиять — они реально в вашей власти. Вы могли давно о них думать, но не внедряли или наоборот не замечали какую-то возможность.
Например, вы можете запустить систему обучения внутри компании силами специалистов или приглашать специально обученных спецов-налоговиков и юристов, чтобы они натаскали сотрудников по отстающим скиллам.
Или устраиваете вы оффлайн-лектории с архитекторами для своих специалистов – может, отдел маркетинга сможет запустить подкаст, и это станет еще одной точкой контакта с вашим брендом?
Можно наладить систему обратной связи от клиентов, воспользоваться UGC от пользователей.
4. T (treats) – угрозы. Те факторы, на которые вы не можете повлиять, потому что вы не контролируете весь мир. Или хотя бы некую область мира.
После заполнения таблицы приходит понимание:
• Какие внутренние ресурсы могут устранить слабые стороны
• Как определить диапазон всех внешних рисков, которые воздействуют на ваш продукт
• Насколько ваше предложение устойчиво, чтобы выжить в кризис
• Как построить стратегию на основе влияния сильных сторон на риски и слабых сторон на потенциальные возможности
• В каком сегменте вы получили предупреждение, и где риски очевиднее всего.
Рекомендуем подойти к анализу как к групповой задаче, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения разных специалистов.
⌘ ⌘ ⌘
SWOT-анализ — не количественная аналитика, а качественная. Те, кто любит смотреть в отчетах на цифры, часто пренебрегают такими методиками. Чтобы этот анализ не стал пространным, выбирайте четкие формулировки в описании характеристик.