Найти тему
Русский как родной

Проект ЕГЭ 2023 года по русскому языку: плюсы и минусы

Мы не планировали в этом году комментировать изменения в ЕГЭ 2023 по русскому языку, но наши читатели настойчиво попросили высказаться о готовящихся изменениях в модели экзамена. Мы поговорили с нашими экспертами - их комментарий обобщил А.Ю. Бисеров.

Как и ожидалось, кадровые изменения в составе комиссии разработчиков ЕГЭ отразились и на содержании экзамена. Среди внесенных корректировок можно однозначно выделить как положительные, так и отрицательные. Некоторые правки вызывают вопросы.

ПЛЮСЫ

1. Самое положительное изменение – возвращение старой, практически забытой формулировки задания 9. Очевидно, что орфографическую грамотность на ЕГЭ надо проверять не на начальной стадии формирования навыка (определение орфограммы), а на финальной – практическим применением правила (правильное написание).

Надо обратить внимание, что в Кодификаторе 2022 года был указан проверяемый элемент содержания «Правописание корней», в новом документе уточнено, что речь идет и о правописании гласных, и о правописании согласных. А формат задания (хотя в демоверсии нет такого варианта ответа) позволяет поставить слова с пропуском согласных.

2. Это множественность выбора в задании на нормы ударения (№ 4). Материала, на котором можно проверить данную норму, очень мало. Авторитетные орфоэпические словари по-разному фиксируют сейчас допустимость и недопустимость вариантов (мы даже размещали небольшой сравнительный анализ – см. здесь). Проверка одного слова – не очень информативна для оценки качества, теперь же (когда правильных ответов несколько) картина будет более полной.

МИНУСЫ

1. Отрицательную реакцию вызывает изменение содержание задания 3 (в 2022 - № 1): как пишет ФИПИ, «…задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста». Но в таком случае задания 3 и 26 контролируют одно и то же. Да, в Кодификаторе 2023 разведены элементы содержания: 3 – стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка и 26 – основные изобразительно-выразительные средства русского языка. Но ведь понятно, что без выявления выразительных средств языка невозможен стилистический анализ текста. И четыре из 5 вариантов ответа в задании 3 рассматривают именно изобразительно-выразительные средства русского языка.

2. Изменение оценивание заданий 8 и 26. Почему снизили общую сумму баллов за выполнение этих заданий? Может, статистика что-то показала? Выявились какие-то закономерности? Ну так расскажите… А так, «без объявления»... Возможно, это выполнение чьих-то руководящих пожеланий, чтобы обеспечить положительную картину, динамику. Обратите внимание на таблицу, как сокращается первичный тестовый балл за последние четыре года (результаты ЕГЭ действуют четыре года). И мы понимаем, что ценность достижений стобалльников 2020 года намного больше таких же результатов 2023.

-2

3. Исключение из критериев оценки за орфографию (К7) и пунктуацию (К8) понятия «негрубая ошибка». И учителя, и выпускники, и эксперты прекрасно оперировали эти понятием. В школе в системе оценок по русскому языку это понятие есть (в школах, где работают наши эксперты, есть локальные акты по оценке грамотности, там оно используется). Бедные эксперты и апелляционные комиссии…

ВОПРОСЫ

Вопросы возникают тогда, когда изменения вносятся без объяснений.

1. Почему изменена очередность заданий к первому тексту? (Это, правда, есть и в других предметах).

2. С чем связаны обновления в Орфоэпическом словнике и Словарике паронимов? Нормы изменились? Так сообщите учителям.

3. Почему заданиям 3, 21, 26 возвращен повышенный уровень сложности? В прошлом году было не менее странное решение: все задания в ЕГЭ по русскому языку стали базового уровня сложности.

4. В проекте Кодификатора 2023 указаны источники, которые использовались при его составлении. Как специальные лингвистические словари (паронимов, синонимов, фразеологизмов и др.) могли помочь в составлении кодификатора?

А как наши читатели оценивают планируемые изменения в ЕГЭ по русскому языку?

Если публикация понравилась, проголосуйте за неё. Подписывайтесь на наш канал.

(с) Автор – Бисеров А.Ю.