Самообман – вещь полезная, чтобы делать жизнь приятной и комфортной и позволять тебе не особо задумываться над средствами, которые ты применяешь для достижения своих целей. Но самообман, вообще-то, имеет свойство довольно быстро заканчиваться при столкновении с подлинной реальностью – ей трудно противостоять и трудно ее оспаривать.
Подлинная реальность приходит в разных видах, но чаще всего – в видах довольно неприглядных, неприятных, ужасающих. Такова цена любого самообмана – чем дольше вы находитесь в иллюзорной искусственной реальности, тем страшнее будет встреча с явью, тем болезненнее и неприятнее. Рано или поздно придется посмотреть в зеркало и увидеть там не непонятных чуждых чудовищ, а самого себя, и понять, что ты и есть это чудовище. Это не кто-то там совершает все эти страшные, непостижимые вещи, это ты сам их совершаешь, вот прямо здесь и сейчас.
Искусственная реальность лопается и исчезает под напором подлинной реальности тогда, когда масштаб содеянного зла не удается ни прикрыть, ни оправдать. Когда возникает вопрос – а ради чего все это было? Когда вот это вот все, ради чего, становится совершенно бессмысленным. И когда это становится бессмысленным для тех, кто в тебя верил, и когда ты видишь, что вера уходит, и ты остаешься один. И мало того, что один – еще и самому разгребать все эти завалы приходиться. Из этих завалов смотрят глаза и спрашивают – а зачем?
Самообман, который поддерживает и прикрывает дорогу зла, по которой ты идешь, такая штука, которая не выдерживает тяжести плодов этого зла. Они осыпаются и просто погребают тебя под собой. Ты еще держишься уверенно, бодр и активен, всех призываешь вокруг идти с тобой до конца. Но проходит минута, ты оглядываешься и видишь, что вокруг уже и след простыл, а конец – вот он, совсем рядом. Ну, ты дошел, говорит тебе этот финал, радостно ухмыляясь. И теперь, когда ты заполучил меня сюда, что мы будем делать?
Чтобы встретиться с этим финалом своего самообмана, требуется крепкая психика – можно не выдержать и сойти с ума, да так и пребывать в этом своем придуманном мире. Вопрос только в том, как долго реальный мир позволит тебе там пребывать, и сделает ли реальный мир это пребывание комфортными и спокойным. Есть большое опасение, что не сделает – реальному миру для равновесия требуется возмездие, а возмездие, пусть даже и справедливое, не предполагает ни комфорта, ни спокойствия.
Вот кого ты тогда будешь просить о комфорте – уж не тех ли, кого мучил, преследовал, унижал? Попроси, и они, возможно, даже будут добры, но эта доброта встанет комом – ведь они так добры сами по себе, а вовсе не потому, что ты так возжелал. Их доброта – это их выбор, а не твой, это не ты их заставил и принудил быть к себе добрыми, и вот это будет саднить, наверное, сильнее всего. Пытка добротой – жестокая мука для зла, когда оно не может эту доброту захватить и присвоить.