Авианесущие крейсеры позволяют создать фактически небольшой аэродром прямо посреди океана, этим они и удобны. Но поскольку размеры даже самого большого корабля не могут быть сопоставимы с обычной взлётно-посадочной полосой, их взлётно-посадочные палубы не такие уж и длинные. А это значит, что для сокращения выбега истребителя при посадке используются специальные системы торможения. А для сокращения разбега при взлёте применяются самые настоящие паровые катапульты.
Однако если мы окажемся на взлётно-посадочной палубе одного из авианосцев, то сможем увидеть там странного вида стеклянный выступ, похожий на небольшой купол. Он вмонтирован прямо в палубу и выглядит как небольшая кабинка, состоящая из толстого бронированного стекла. Однако мало кто догадывается, зачем здесь эта странная конструкция?
На самом деле, то, что мы здесь видим можно по праву сравнить с вершиной айсберга. Потому что большая часть всей этой сложной системы скрыто под палубой. И называется эта система интегрированная станция управления катапультой. А этот странный стеклянный выступ называется смотровой пост.
Существуют различные варианты исполнения этих смотровых постов. Некоторые из них выдвигаются снизу вверх, и при этом часть палубы остаётся у этой кабины на её крыше.
Другие же просто стационарно закреплены. Они не уходят внутрь палубы, и поэтому на крыше у них нет плиты. Есть также ещё и выдвижные смотровые посты, у которых так называемая крышка сдвигается.
Что же касается назначения этого смотрового поста, то оно как бы следует из его названия. Очевидно, что внутри есть персонал, который смотрит через эти толстые стёкла. И это довольно странно, ведь при взлёте и посадке итак полно личного состава и прочей техники. Как бы смотреть здесь есть на что и есть кому. Так зачем же сажать специально обученных людей в эту странную стеклянную капсулу?
На самом деле у операторов катапульты вся сложность работы как раз и состоит в том, чтобы одновременно управлять сложным паровым оборудованием, держать связь с командованием на мостике и держать связь с пилотами истребителей. Но плюс ко всему им нужно осуществлять ещё и визуальный контроль происходящего на взлётно-посадочной палубе.
Так вот эта стеклянная гляделка позволяет им иметь полный обзор и осуществлять визуальный контроль, находясь в безопасности, в тепле, и при этом внутри нет никаких посторонних шумов в виде рёва двигателей, а также пара от катапульты и выхлопа от реактивных струй истребителей.
Вот такой обзор открывается через толстое и особо прочное стекло смотрового поста:
Служить операторами сюда набирают только девушек, потому что они по природе своей более усидчивые, ответственные, а ещё они результативнее справляются с многозадачностью. Помимо пультов управления паровой катапультой, здесь есть и узел связи, через который происходит коммуникация.
И тут наверняка у многих возникнут вопросики: почему не поставить камеры в палубу вместо этого стеклокупола, и не вывести от них мониторы в любое место?
Что ж, этот авианесущий крейсер на столько старый, что камерам в то время не особо доверяли. Мини "лувр" в палубе и с женщинами внутри казался в то время куда надёжне, чем оптика и электроника.
И второй вопрос: что, правда пар? Серьёзно, прямо вот пар?
Да, катапульта здесь паровая, потому что, опять же, авианосец старый. И на самом первом фото видны клубы отработанного пара.
Это если вы попадёте на современный авианосец, то там катапульта скорее всего будет электромагнитная. Тяжёлый и сильный магнит увлекается вперёд бегущим магнитным полем, и так истребитель разгоняется.
Ну а здесь всё пока по-старинке.