Найти тему
Светлана Ахмедова

Богородица = Мать-сыра земля.

Можно ли предположить, что чтимая многими народами Богородица – это не просто религиозный образ, но существующая материя по сей день, без которой человеческая жизнь была бы невозможной на планете, просто потому, что это и есть, фактически, сама планета?

Полагаю, да, ведь русские былины именно об этом поются.

Нашлось в государственной библиотеке зарубежное издание «Былина, как святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей». Ни автора, ни даты на книге не проставлено, кроме того, что печатана литература была в Мюнхене за подписью в предисловии под лаконичной буквой М.

Былина : Как святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей. - Мюнхен : Златоуст, [19--].
Былина : Как святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей. - Мюнхен : Златоуст, [19--].

Первый раз былина издавалась в 1938 году и записана она со слов вологодской сказительницы до 1925 года. Сказительница славилась знанием наизусть многих тысяч стихов героических песен и былин, читая их нараспев. Звали ее «бабка П.» и среди людей разных чинов в свои 80 с лишним лет пользовалась большим авторитетом.

Вечерами у нее собирались старики и слушали старинные предания.

Над ее головой в углу всегда висела икона Богоматери, освещаемая большой лампадкой красноватого цвета.

Тогда-то автор и услышал эту былину и по желанию самой сказительницы озаглавил так: «Как святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей».

Революционное и постреволюционное время в стране было неспокойное и народ, конечно, задавался вопросом, отчего же все так происходит и где те самые «русские богатыри», что заступились бы за землю русскую и покончили с бесчинством и горем.

В каждую эпоху рождаются свои богатыри, но те, что берегли Русь пропали.

Да не просто пропали, а наказали их за хвастовство, превратив в камень.

Расхвалились витязи русские после битвы на Сафат-реке, когда татар побили. Под Сафат-рекой некоторые признают Днепр в Киевской области. Захотели богатыри биться с неземной силой и, как говорится, мысль материализовалась.

Два воителя явились к ним, да не признали их богатыри и ну мечами размахивать. Добрыня Никитич, млад-Алеша Попович, стар-Илья Муромец, Васька Буслаев, Иван Гостинной секут неприятеля, а он множится: пали два воителя, а встали четверо. Вот их уже 64, а сила небесная все растет и растет. До того бились, что уходились, да испугались размножившегося противника и побежали под защиту брата крестного Ильи, к Святогору, коего из-за могучести его земля еле носит.

Признал Святогор Илью, с кем крестом обменялся, по карманам своим – по пещерам глубоким порассовывал, да и заснул крепким сном.

После этого на Руси Кривда басурманская пошла, людей убивает, церкви закрывает. А богатыри в темных пещерах не спят, все слышат, да выйти не могут.

И криком-крикнул тогда Илья:

«Гой, еси Ты, Богородица наша, Мать-сыра земля!
Ты прости сынов Твоих младших,
Богатырей русских, стародавних,
Что с похвальбы своей нечестивой,
В темном полону сидят в горе каменной,
Сиднем сидят века длинные, колючие,
Века колючие, занозистые и вострые,
Подыми Ты от сна старшова сына Твово,
Святогора великова из великих богатыря!
Дай нам волюшку, слободу царскую,
Чтобы верой послужить и правдою,
Верой-правдою земле Свято-Русской,
Народу своему Русскому-православному…
Гой еси Ты, богородица, наша Мать-сыра земля!
Ты услышь моление сынов Твоих младших
Богатырей могучих, Русских».

Взмолилась Богородица сыну своему Иисусу Спасителю и он ей ответил:

«О, Мати Моя Возлюбленная, во всех женах благословенная,
Заступница предо Мной всякого грешника великова и малова!
Тобою прощается похвальба богатырская,
Похвальба богатырская, Русская - неразумная».

Поручено было Михаилу Архангелу и Егорию Храброму спустить Богородицу чрез семь небес на землю Свято-Русскую, сестру младшую.

Выпустила Богородица богатырей из пещер каменных и стали они на войско Кривды бросаться.

Кривда описывается кривобокой с песьим рылом вместо лица и языком с версту.

Размахнулся Илья булавой и потемнело в глазах, подвернулась нога, - с пустым местом борьба не под силу. Тридцать ден, три часа, три минуточки смертным боем бились витязи. Но, сила не небесная, а пододонная рядом с Кривдой стоит, воевать ей велит. Здесь мы видим, что ложь - вторична, а первичен тайный подстрекатель и распространитель этой лжи.

На совет собрал Илья витязей, да кроме них еще одного заприметил и узнал в нем того самого, от кого бежали богатыри в горы каменные и Русь Святую бросили. Егория Храбого испугались, над ним хвастались.

Простил их Егорий: «Кто старое, братцы мои, помянет тому глаз вон»!

Егорий сравнивается в тексте былины с утренним жаворонком, под ясную песнь которого, начиналось рабочее утро крестьянина.

Молодой свет-Егорий Храбрый – заступник земли Свято-Русской. По колена ноги у него в чистом серебре, по локоть руки в красном золоте, голова вся жемчужная, волосы кудрявые светло-русые, по всему телу частые звезды.

Как же вышло, что не узнали богатыри его на Сафат-реке? На что был дан совет:

«Гнило слово похвальное, -
Похвала человеку пагуба.
Темнит слово похвальное, поспешное, громкое,
Темнит разум, Господом-Богом дарованной,
А без светлова разума ночка в сердце темная…
Много ль видится, примечается ночкой осенней-темною?»

Как только поняли они свою ошибку, в сердце своем заложили, в уме-разуме проявили, как заприметили другого светлого воителя – Архангела Михаила. Поняли, что и его не признали на Сафат-реке. Как покаялись богатыри перед Богом, Христом, да Матерью Пречистой, то велел Михаил начать последний смертный бой с Кривдой.

С трех сторон богатыри окружили войско Кривды, а с четвертой Егорий и Михаил до нее самой пробираться стали. Великий бой, нелюдской бой, а между силами небесными и пододонными шел. Егорий соколом ясным бросался на Кривду. Да только замахнулся, чтобы голову ей снести, как стал камнем мертвым, железом окованным.

А рядом с Кривдою увидел он Христа Царя Небесного с темным взором.

Тогда, орлом взвился Архангел Михаил над Кривдой и мечом огненным снес ей голову. А Егорий вдруг увидел, как образ Христа стал меняться и вместо него возник Антихрист: страшен, дик и лют, как лев рыкающий; гадок, подл и лукав, как змея подколодная; мерзок, дерзок и блудлив, как нечисть болотная.

И понял Егорий, что не по силам им бороться с Антихристом, лишь к Христу обратиться, да ему молиться за избавление земли Свято-Русской от Антихриста. Вознеслось их моление к Богородице и спросила она тогда Христа:

«О, Чадо Мое любимое, Спаситель рода человеческова!
Ты скажи, поведай Мне, а не пришло ль время тому Антихристу голову рубити?»

На что Христос ответил:

«О, Мати Моя возлюбленная, во всех женах благословенная!
Не пришло еще время тому Антихристу голову рубити, -
День тот и час – великая тайна, неизъяснимая…»

Антихрист лютый, все меняючись, меняючись, черным вороном заделался. А длина тому ворону – тысяча верст, а в поперечину с крыльями и все две тысячи. Голова его – гора огромная, глаза – геена огненная, клюв его и когти – железные, острые.

На восточной стороне, на солнечной - небеса свернулись, Царство Божие на минуточку раскрылось, сердце витязей осветилось, радость вечную оставило.

Слово давал Егорий Храбрый, что не вернется злой ворон на Свято-Русскую, грядет великая радость, а народу милость и утешение.

Вот такой краткий пересказ сюжета этой вологодской былины.

Что же я для себя поняла. Полагаю, что все эти образы – это природные и космические явления.

Раз Богородица – это Мать земля, то рождает эта земля Христа, т.е. солнце. Тем более, что само слово крес означало небесное пламя. Солнце встает из-за горизонта, как бы рождаясь, но вероятен и вариант годичного хода солнца. Например, Егорий описывается молодым, энергичным, поющим утренние песни, словно жаворонок. Это и есть молодое солнце в летнее солнцестояние, когда солнце практически не уходит за горизонт. Отсюда, серебряные ноги, золотые локти и утренние частые звезды.

Если солнце – это Христос, то отсутствие солнца – это Антихрист. Это смена дня и ночи, это смена долготы ночи и долготы дня (солнцестояния). Поэтому, и не срубить ему голову. Когда солнце над головой, то это небесная сила, а когда оно закатывается и словно из-под земли вырастает тьма (ночь), то это сила поддонная.

Возможно, как есть дневные и ночные формы жизни, так и человеку дан выбор обращать свое внимание на свет или тьму. Оттого, взращивается особый психотип личности, питаемый лунными (несолнечными) или солнечными энергиями. Это может иметь отражение на целых народах, что выражается в их отличительных чертах характера.

Для Святой Руси характерен солнечный характер, со всеми вытекающими: отважность, миролюбивость, сила духа, светлое творчество, ясность, правда, немногословность, взаимовыручка, трудолюбие, любовь и т.д.

Пик победы света – июнь с его самым длинным днем, соответственно в самую длинную ночь активизируются несолнечные силы. Часто, конец года ознаменован многими проблемами и конфликтами - идет борьба тьмы в ее максимуме и света в его самые короткие дни. Поэтому, в поздний осенний период надо обращаться к свету, через молитву, через мудрость, через любовь, чтобы не растерять себя во тьме, чтобы переждать битву дня и ночи не только в космосе, на Земле, но и в душе.

И, конечно, чтобы Кривда не поглотила душу, каждый должен избегать гордыни (самохвальства), ведь это несолнечные качества, иначе кто же защитит младшую сестру Богородицы.

Крепостное право когда-то укрепило государство. В голод холопы жили лучше, чем крестьяне. От свободы перемещения до кабалы.

Почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами»

Свобода - это дом и земля.

#Русь #богородица #земля #солнце #христос #астрономия #астрология #былины #сказания