Найти тему
Педсовет

Единые образовательные программы: какие будут последствия для школ и учителей

Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

С 1 сентября 2023 года во всех российских школах (в том числе в частных) введут единые образовательные программы (ФООП), а для ряда предметов Минпросвещения закажет новые, единые учебники. Читатели Педсовета отнеслись к новшеству неоднозначно: по результатам опроса, 60 процентов его одобряют, а 40 процентов, наоборот, считают, что ФООП создадут очередные трудности для учителей. Редакция узнала у школьных администраторов, как они оценивают грядущие изменения и их влияние на жизнь частных и государственных школ.

Ольга Вихрова, директор Ольгинской гимназии, г. Псков.

На данный момент сложно определить, как ФООП повлияют на работу школ. Конкретных проектов программ нет. К тому же закон оставляет за школами право на разработку авторских программ. Остаётся вопрос о том, каким образом это реализуют. Например, как федеральный план воспитательной работы будет учитывать специфику регионов.

Но однозначно можно говорить о том, что увеличится нагрузка на педагогов и административный состав. Ведь только в этом году были разработаны новые программы под обновленный ФГОС НОО и ООО, необходимо создать документы под последние модификации ФГОС СОО. А это три основные образовательные программы в учреждениях.

Новые изменения повлекут за собой новые правки. Заместители директоров по учебной работе объективно не успевают править документы под новые законы, и это абсолютно точно коснется как государственных и муниципальных школ, так и частных.

Частным школам не нужно бояться единого образовательного стандарта. Возможность сделать образование качественнее, сильнее и интереснее все равно останется  —  за счёт внеурочной деятельности, современных методик и талантливых педагогов.

Светлана Подъянова, директор и основатель детского сада и школы «Талантвилль»

Официально мы не частная школа, а клуб. Поэтому,  думаю, в ближайшем будущем этот закон на нас не скажется. Мы учили и будем учить детей по тем пособиям, по каким считаем нужным.

А вот сдавать экзамены и зачёты детям будет необходимо по тем самым единым программам. Математика  — она и есть математика, падежи и запятые по русскому тоже везде одинаковы, а вот гуманитарные науки  — уже другое. Конечно, адекватному ребёнку всегда можно сказать: слушай, это неоднозначно, но в тесте надо написать так.

В общем, учителям придётся непросто. Свободы нет, креатива нет, руки связаны  — здравствуй, выгорание. Администрации школ тоже будет нелегко: удерживать кадры станет еще сложнее, творческие люди будут уходить.

Задача частной школы  —  учитывать интересы учеников, их склонности, удовлетворить их образовательные потребности. И я думаю, что тенденция ухода детей из государственных школ в ближайшее время будет усиливаться. Не только в частные школы, но и на другие формы обучения  —  заочное, семейное и т. д.

Игорь Масленников, замдиректора по IT в одной из школ Екатеринбурга

Почему ФООП  — это хорошо? В первую очередь, снижаются риски при проверках. Но только если программа единая, по принципу «берем и работаем», без доработок на местах. Во-вторых, это сэкономит время педагогам, а детям облегчит переход из одной школы в другую.

Пострадает ли от этого учитель? Вряд ли. Все, что он хочет реализовать в своей работе, можно сделать в формате внеурочной деятельности, углублённых курсов, которые не затронуты ФООП.

Почему ФООП вызывают опасения? Во-первых, из-за спешки, с которой они вводятся. Сначала обновленные ФГОСы, запущенные с 1 сентября при отсутствии учебников, теперь  — ФООП, которые, видимо, так же будут запущены без учебников. При этом изменения здесь более масштабные и касаются уже не 1 и 5 классов, а практически всей школу с 1 по 9 класс.

Ради чего это нужно делать настолько срочно? Если запуск реально будет 1 сентября 2023 года, это приведет к очередному переписыванию программ посреди учебного года. «Спасибо» за это точно никто не скажет. Даже если будут готовые программы, которые только «взять», их нужно интегрировать в ООП школы.

Разработать ФООП качественно и быстро — непростая задача. Возможно, эта работа велась уже давно? Была ли проведена, планируется ли апробация? На эти вопросы пока ответов нет.

Что будет с частными школами? Повлияют ли ФООП на качество и разнообразие частного образования? Маловероятно. Повторюсь, никто не запрещает реализовывать желаемые траектории через дополнительные курсы, внеурочную деятельность. Именно частные школы в этом вопросе более свободны, а ФООП регулируют лишь часть предметов.

Система образования мастерски научилась писать то, что от нее требуют, при этом продолжая работать без существенных изменений. Когда закрывается дверь кабинета, то, что происходит за ней, контролю не поддается. Если ФООП будут приняты педагогическим сообществом — их будут реализовывать. Если этого не случится — останутся на бумаге, как многие другие инициативы, которые не нашли отклика в сердцах учителей.

Подготовила: Татьяна Вержановская