Анна Маццола — адвокат по правам человека и уголовному правосудию. Она работает с жертвами преступлений, помогает наказывать виновных, а в свободное время придумывает истории — с сюжетами не менее запутанными, чем в реальной жизни. Сейчас на русском языке выходит ее роман «Заводная девушка» — мрачная готическая сказка об иллюзиях, любви и вечной битве добра со злом. Рассказываем, зачем его стоит прочесть.
Сложносочиненная интрига
Франция, 1750 год. 23-летняя Мадлен соглашается на авантюру: устроиться в дом королевского часовщика — загадочного и нелюдимого человека, о котором ходят легенды по всей столице. Он знает все о часах и создает удивительные работы — механических птиц, украшенных драгоценностями, заводных кроликов, серебряных пауков и летучих мышей, которые могут двигаться почти как настоящие. Поговаривают, что дело не обходится без черной магии, но Мадлен не замечает ничего подозрительного — до тех пор пока с дочкой часовщика, сообразительной и проницательной Вероникой, не случается беда. Теперь Мадлен не остается ничего другого, кроме как проникнуть в тайны самых влиятельных клиентов Рейнхарта и даже дойти до королевского двора… А читателю придется последовать за ней, путешествуя сквозь меняющуюся атмосферу романа, который из социального вдруг превращается в детективный, а после — и вовсе в мистический.
Сильные женские образы
В центре внимания автора — три героини, очень разные, противоречивые, но одинаково притягательные. Первая, Мадлен, волею судеб оказалась в публичном доме, которым управляет ее собственная мать. Однако в отличие от остальных постоялиц, у Мадлен есть мечта — заработать достаточно денег, чтобы забрать племянника Эмиля и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Вторая — юная Вероника. Она недавно вернулась из монастыря, где провела большую часть своей жизни и теперь жаждет включиться в дело отца и стать его главной помощницей.
Третья — Жанна де Помпадур, фаворитка и любовница короля. Жанна знает, что ее положение шатко, и строит хитроумные планы, чтобы сохранить его и при этом не поругаться с Людовиком. В реальности маркиза де Помпадур более 20 лет фактически управляла страной и принимала важнейшие решения при дворе.
Каждая из этих женщин отказывается играть по принятым правилам и хочет установить свои. Все трое неидеальны, не всегда порядочны, но невероятно умны, а главное, они стремятся к независимости и свободе.
Реалистичное изображение Парижа
Что первое приходит в голову при упоминании Парижа XVIII века? Если вы не знаток истории (особенно французской), то, скорее всего, воображение рисует картины пышного королевского двора, элегантных улочек, еще не испорченных неоновыми вывесками, дам в элегантных платьях и роскошных карет, запряженных статными лошадьми. В романе Маццолы все иначе.
Описания королевского двора там, разумеется, есть, вот только на контрасте с жизнью парижских бедняков они воспринимаются не как приятная сказка, а как жуткая несправедливость и лицемерие. Да и места им уделяется не так много — в основном автор, как и Виктор Гюго в «Отверженных», проводит нас по самым неприглядным трущобам столицы, наполненным сиротами, калеками, проститутками и ворами. Запахи, которые сбивают с ног еще на первых страницах, исходят не от знаменитых круассанов и французских духов, а от пота, гнили и конского навоза. В этом Париже можно угодить на площадную виселицу за кражу, попасть под колеса той самой роскошной кареты или стать жертвой разбойников. И ни от кого нельзя ждать помощи или пощады.
Исторический контекст
В «Заводной девушке» довольно много моментов, которые придают роману достоверности и аутентичности. Это и оставшиеся непереведенными французские слова, которые периодически используют герои, и максимально подробное описание Парижа со всеми его улицами и площадями, и реально существующие персонажи, такие как Людовик XVI и его фаворитка маркиза де Помпадур. У часовщика Рейнхарта есть прототипы: изобретатель Жак де Вокансон и философ Рене Декарт.
Сама история с похищением детей в Париже существовала в реальности: в 1750 году в столице практически каждый день пропадал ребенок (а то и несколько), и по поводу этого выдвигались разные теории — от полицейского произвола и приказа короля до ведьминских проделок и убийства детей ради лечения принца, заболевшего проказой. Анна Маццола предлагает свою версию произошедшего, однако подчеркивает, что роман от начала и до конца — плод ее воображения и художественный замысел, вдохновленный реальными событиями. Но от этого читать его не менее увлекательно.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.