Найти в Дзене

Наш космос. Взлеты и падения

Еще не так давно я мог наизусть перечислить все станции московского метро: по любой ветке, в любую сторону, с указанием пересадочных узлов. Сегодня мне такой фокус недоступен. Схема разрослась, а бывать на построенных в последние полтора десятка лет станциях доводится редко. Так же обстоят у меня дела, скажем, со списком отечественных космонавтов. Собирая в 1980-х марки, посвященные пилотируемым запускам, я мог назвать их наизусть, начиная с Юрия Гагарина. Сегодня я даже не в курсе, кто именно и как давно находится на орбите и из каких модулей состоит МКС.

Дело не только в том, что полеты в космос стали, как это ни грустно, обыденностью и не увлекают нас так, как раньше. И не в том, что детский ум пытливее взрослого, а желание блеснуть перед товарищами своими знаниями — острее. Просто наши школьные знания о советской космонавтике были очень и очень ограниченными — и не по нашей вине. Именно с тезиса о том, что полную историю советского рывка в околоземелье еще предстоит восстановить, и начинает свою книгу «Первые в космосе. Шаг в неизвестность» писатель-фантаст Антон Первушин.

Книга получилась совершенно фантастическая. Не в смысле жанра, конечно! С этой точки зрения она абсолютно реалистическая, даже хроникальная. Фантастичность ее — в представленном наборе малоизвестных фактов о первых шагах мировой, и прежде всего советской, космонавтики. Да, многие из них (я бы сказал, практически все; с этой точки зрения книга не содержит никаких первооткрытий) хорошо и широко известны. Волшебство в том, что они тщательно собраны, подобраны и скомпонованы. Получилась подробная, детальная хроника рывка в космос, совершенного в первые десять лет космической эры. Захватывающая, интригующая — и откровенная.

Привыкшим считать советское первенство в деле освоения космического пространства безусловным и не подлежащим сомнению читать книгу Антона Первушина будет непросто. Нет, ревизионизма или популизма в ней нет. Она максимально объективна и даже, я бы сказал, местами суховата. Просто книга «Первые в космосе» — широко развернутое полотно , отражающее не только отечественные достижения по выходу в околоземное пространство и дальний космос. И не только достижения, но и ошибки, и неудачи, и катастрофы. Из сопоставления этих картин, из фактов, которые в советское время не подлежали огласке (безумная секретность в космических делах, как считает Первушин, нанесла немалый вред, и я во многом с этим согласен) складывается мозаика, мало похожая на привычную, скажем, моим ровесникам. Может, и не всем, но тем, кто не имел отношения к этой сфере — точно.

Чтение книги Антона Первушина чем-то напоминает болезненный процесс восстановления подвижности долго не работавших мышц. Да, неприятно, да, многое приходится делать через силу. Но делать надо! Надо знать не только парадную сторону советской, да и мировой тоже, космонавтики. Надо иметь представление о процессах, которые в конечном счете привели к стагнации в сфере космических полетов. Надо понимать, почему, навсегда закрепив за собой первенство в освоении ближнего космоса, мы не смогли его удержать.

О наших достижениях мало просто помнить. И просто знать — тоже. Нужно обладать всем массивом информации о том, как мы сумели вырваться за пределы Земли. Тогда совершенное станет еще более грандиозным А память — зрячей и ответственной. Первые в космосе этого заслуживают.

Антон Первушин «Первые в космосе». Издательство «Алгоритм», Москва, 2017 год. Цена в «Гиперионе»: 350 рублей.

#книги

#книжный гэндальф

#гиперион

#блог о книгах

#литература