Найти тему

ЛИЧНОСТНЫЕ ГРАНИЦЫ

Личностные границы - это то, что отделяет «Я» от «не-Я», меня и мое от тебя и твоего. 

Ощущение собственных границ позволяет человеку делать выбор – вступать в контакт с чем или кем-либо или блокировать этот контакт. 

Можно выделить различные типы личностных границ: физическая граница, личное пространство, имущественная граница, эмоциональная, временная граница. Ирвин и Мириам Польстеры выделяют ещё ценностную границу (круг интересов и ценностей человека), границу привычного, границу открытости.

Я часто сталкиваюсь с тем, что человек с трудом осознает нарушения в здоровом функционировании границ. Например, такое нарушение в функционировании физической границы, как потеря чувствительности определенных участков тела. Или нарушение в работе ценностной границы путем отказа от контакта с кем-либо или чем-либо, не входящим в круг интересов. Или отказ от смены работы, как нарушение в функционировании границы привычного.

Но сейчас я хочу поговорить о нарушении границ извне – например, наших физических границ, имущественных (покушение на то, что мы считаем своим), эмоциональных (неприятный тон, повышение голоса, оскорбления) или временных. Такие нарушения мы осознаем легче и реагируем активнее: или уходим в слияние, чтобы избежать конфликта, или в агрессию, направленную на удержание границы и уничтожение нарушения или нарушителя. 

И та и другая реакция прерывает контакт. 

Здоровые границы – гибкие границы, позволяющие сохранять свою целостность и отдельность, но, вместе с тем, позволяющие поддерживать контакт, встречаться с новым и неизведанным, несмотря на страх и напряжение, принимать и уважать другого человека и его отличия.

КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

🔹 Правдиво говорить о своих взглядах, интересах и потребностях.

🔹 Четко определять круг общения и временные рамки: только вы решаете с кем, когда и сколько вы будете общаться.

🔹 Сообщать о том, что ваша граница нарушена.

🔹 Объяснять, что явилось нарушением и почему для вас важно соблюдение границы.

🔹 Сообщать как вы будете реагировать в дальнейшем, если граница будет нарушена повторно.

🔹 Быть последовательным: если граница будет нарушена снова – сделать то, что обещали.

🔹 При нарушении границ отстраняться от близкого общения с этим человеком и вовлеченности в его дела.

 

КАК ВОССТАНОВИТЬ ГРАНИЦЫ

🔹 Работайте с внутренней зоной: над осознанием границ собственного тела, ощущений. Постарайтесь понять, что стоит, например, за напряжением или снижением чувствительности, о чем оно для вас.

🔹 Работайте с внешней зоной: наблюдайте за реальными событиями и действиями других людей, отталкивайтесь от реальных поступков, фактов, старайтесь не приписывать им свое видение и понимание. 

🔹 Работайте над осознанием собственной идентичности: кто вы, каковы ваши способности, чувства, потребности, кем вы хотите быть и в каком направлении хотите двигаться. 

🔹 Учитесь брать ответственность за себя и свое. 

🔹 Старайтесь быть активными. Учитесь принимать решения и действовать только согласно вашим желаниями, старайтесь не воспринимать пассивно чужие решения.

🔹 Устанавливайте ограничения на агрессивное поведение других людей. 

🔹 Когда вас выводят из равновесия ориентируйтесь – кто вы в этой ситуации, и кто перед вами. Так вам будет легче сохранить устойчивость. 

🔹 Ориентируйтесь, кто вы, когда вам говорят «мы».

🔹 Учитесь говорить «нет».

🔹 Учитесь осознавать свои ограничения во времени, в ресурсах, в деньгах. Это позволит вам не испытывать чувство вины, когда вы не можете отдать больше, чем у вас есть. 

🔹 Учитесь беречь ваши ресурсы и не распыляться. 

🔹 Учитесь уважать границы других людей. Хотите быть принятыми – принимайте других, хотите, чтобы ваше «нет» было услышано – уважайте «нет» другого человека, не хотите контроля над собой – не контролируйте других.

🔹 Учитесь отделять себя от другого. 

Насколько бы вы ни были близки с кем-то близки – помните, что вы отдельный человек. Вы можете быть в чем-то похожи, но у вас наверняка есть и отличия. Ищите свое – свои интересы, свои любимые занятия. Чем больше вы будете осознавать себя отдельным человеком, чем реальнее вы будете видеть ситуацию и окружающих вас людей – тем легче вы будете устанавливать контакт или понимать, что он невозможен. 

В заключение предлагаю вам пару упражнений (из лекций М. В. Донцовой):

КРУГИ ГРАНИЦ

В круге 1, который ближе всего к «Я» укажите те события или людей, которые невозможно терпеть, то, что является для вас триггером, выводит из себя.

В круге 2 – то, что вы можете стерпеть, но потом переживаете и ругаете себя за то, что стерпели.

В круге 3 – то, что просто неприятно или не нравится.

Подумайте:

✅ Какие люди, события, поступки (свои и чужие) находятся в каждом круге?

✅ Какие действия вы можете предпринять, чтобы остановить людей уже на 3 круге, не пропуская их дальше?

✅ Что вы можете сделать, чтобы исключить людей или события из 1 круга?

КАРТА ЖИЗНИ

Нарисуйте карту своей жизни, в которой вы и все окружающие вас люди – страны.

Вы разного размера, у вас разные отношения. 

С кем-то – общие границы, с кем-то – нет. 

С кем-то по суше, с кем-то – по воде. 

С кем-то – общая зона или союз, а с кем-то сложные взаимоотношения.

Посмотрите на свой рисунок и отследите закономерности: 

✅ Вы изолируетесь или стремитесь к тесным связям?

✅ Или вы стремитесь к захвату чужих территорий? 

✅ Или вас захватывают, а вы не умеете этому противостоять?

✅ Или вы склонны делить окружающие страны на плохих и хороших, слишком тесно общаетесь с последними, а против первых строите стены?

Отслеженные закономерности наглядно покажут вам в каком направлении при выстраивании границ стоит двигаться.

© Юлия Ивлева

#психолог #психология #психологическаяпомощь #ищупсихолога #нужнаподдержка