Одно из самых важных умений взрослого человека — это умение выставлять свои границы и отстаивать их. Это именно то, чему маленькие дети учатся труднее, болезненнее и дольше всего.
А когда человек становится взрослым — именно это умение отличает слабую позицию от сильной.
Давайте представим ситуацию. Маленький ребёнок играет в песочнице с крутой машинкой. К нему подходит хулиган и говорит — дай мне машинку, я её сломаю.
Что произойдёт, если хулиган сильнее ребёнка (постараемся представить полярные случаи, игнорируя промежуточные)?
— Он отнимет машинку силой и ребёнок будет плакать и звать маму.
Что произойдёт, если хулиган слабее ребёнка?
— Ребёнок молча возьмёт его за шкирку и выкинет из песочницы.
Если ребёнок не может защитить машинку, не может сказать «нет», плачет но уступает — это слабая позиция. Если молча защищает «своё» пространство — это сильная позиция.
Разумеется, это всё метафора и речь идёт про проявления внутренней силы. Теперь давайте переложим это всё на взрослые отношения.
Возьмём совершенно абстрактный пример.
Допустим, я иду со своим ребёнком по улице. Ко мне подходит чужая женщина и говорит — почему вы так легко одели своего ребёнка, ведь он же простынет.
По сути происходит ситуация внутреннего противостояния. Я имею своё мнение («машинку»), а чужой человек подходит ко мне и хочет его отнять («сломать машинку»).
Какая может быть реакция у меня?
1. — ой, а вдруг люди подумают, что я неправильно одеваю своего ребёнка? Мне нужно одеть его не так, как считаю нужным, а так, чтобы со стороны казалось пристойным.
(я отдаю свою «машинку», и при этом внутренний ребёнок начинает плакать и бояться).
2. — это ваше мнение и пусть оно будет при вас. Оно меня не трогает.
(я беру хулигана за шкирку и выбрасываю из моего личного пространства-«песочницы»).
Конечно, с чужими людьми на улице так поступать значительно проще, чем с близкими. Но правила всё равно не меняются. Это всегда хороший маркер сильной и слабой позиций. Если ты обозначаешь и отстаиваешь свои границы — ты в сильной позиции. Если нет — в слабой.
А в заключение приведу замечательное стихотворение С. Я. Маршака
Мельник, мальчик и осёл
Мельник на ослике ехал верхом.
Мальчик за мельником плёлся пешком.
— Глянь-ка, — толкует досужий народ,
Дедушка едет, а мальчик идёт!
Где это видано? Где это слыхано? -
Дедушка едет, а мальчик идёт!
Дедушка быстро слезает с седла,
Внука сажает верхом на осла.
— Ишь ты! — вдогонку кричит пешеход. -
Маленький едет, а старый идёт!
Где это видано? Где это слыхано? -
Маленький едет, а старый идёт!
Мельник и мальчик садятся вдвоем —
Оба на ослике едут верхом.
— Фу ты! Смеется другой пешеход. -
Деда и внука скотина везёт!
Где это видано? Где это слыхано?
Деда и внука скотина везёт!
Дедушка с внуком плетутся пешком,
Ослик на дедушке едет верхом.
— Тьфу ты! — Хохочет народ у ворот. -
Старый осёл молодого везёт!
Где это видано? Где это слыхано? -
Старый осёл молодого везёт!
Это стихотворение является свободным переложением сюжета басни Лафонтена, у которого есть ещё замечательный вывод от имени мельника:
«Себя без лишних слов
Ослом я признаю; но люди как угодно
Пусть хвалят и бранят меня поочередно,
Молчат иль говорят, лишь собственный мой нрав
Намерен тешить я и действовать свободно».
Так он и поступил, и был, конечно, прав.
#мрмрмоиразмышления
#мрмрцитата