Найти тему

Личный опыт: совместимы ли дисциплина и онлайн-обучение

Оглавление

Где грань между разумным контролем и тотальном ограничении гаджетов? В обычной школе за посещаемостью и успеваемостью следит классный руководитель. Если школьник прогулял или не усвоил урок, это отражается на отметках в классном журнале. Как убедиться, что ребёнок вовремя проходит материал, выполняет домашние работы и готовится к контрольным на онлайн-обучении? Рассказывает Соня Самсонова, она перевела дочерей на семейное образование и работает на удалёнке.

Изображение: Anna Magura / Dribbble
Изображение: Anna Magura / Dribbble

Моей дочери 8 лет, и она не ходит в обычную школу. Как и многие дети на семейном образовании, Полина почти каждый день посещает творческие кружки и спортивные секции, а школьные предметы осваивает онлайн. Первый месяц я смотрела занятия вместе с дочкой, а теперь слежу за прогрессом в личном кабинете на сайте.

Подберите правильную программу обучения

Это первый шаг к хорошей успеваемости. На первых совместных онлайн-занятиях мне было важно увидеть, что уроки «цепляют» ребёнка. Некоторым учащимся на онлайн-курсе бывает скучно ждать, пока другие поймут задачу или получат ответы на свои «глупые» вопросы. Если это повторяется каждый раз, нужно подобрать более сложный курс по уровню ученика или сразу приступить к выполнению заданий.

Бывает и наоборот: преподаватель и одногруппники щёлкают задачки как орехи, а ребёнок не успевает даже вникнуть в условие. Такие трудности возникают, если у школьника большие пробелы за предыдущий период обучения или особый тип восприятия, другой темп мышления. В этом случае поможет репетитор.

Главная задача родителя на первом этапе — убедиться, что программа соответствует уровню знаний ребёнка, а преподаватель даёт материал в удобном темпе. Если ребёнок зантересован, включён в онлайн-занятие, вы можете на 50% быть уверены в успехе образования.

Заинтересованность — важное условие для учёбы и в классе, и в режиме онлайн. Ребёнок вовлекается, когда:

— преподаватель говорит на понятном ему языке, понимает юмор школьников и шутит сам;

— нет напряжения и страха допустить ошибку, задать «неуместный» вопрос, выглядеть нелепо;

— видит пользу и смысл в занятиях: замечает собственный прирост знаний, новые умения;

— появляется ощущение «я могу» выполнить задание сам, «этот предмет мне по силам».

При онлайн-обучении весь процесс — это процесс работы над своим результатом, когда никто не судит о тебе сразу, а отрабатывать навыки можно столько, сколько нужно.

Как следить за прогрессом ребёнка

Чтобы увидеть, насколько продуктивно Полина занимается по предметам, я в любой момент могу войти в личный кабинет на платформе. Помимо этого каждую неделю на почту приходит электронное письмо со списком пройденных занятий и выполненных заданий.

Бывает, что из-за большой нагрузки в реальном мире — академический концерт в музыкалке, аттестация за первый класс, турпоход — дочь несколько дней не прикасается к планшету. Это сразу видно в статистике выполнения заданий и просмотра уроков.

Случаются и сбои в режиме, например, череда семейных праздников, разъездов по гостям. Тогда это сигнал для меня — нужно восстановить ритм жизни ребёнка, не расхолаживать его.

Наш принцип: «Сделал дело — гуляй смело!», все учебные и домашние дела у Полины внесены в недельное расписание. К концу первого класса она привыкла и с утра сразу берётся за учёбу, а я интересуюсь в течение дня, всё ли сделано.

От тотального ограничения к разумному контролю

Даже если ребёнок сидит за планшетом, это ещё не значит, что он с пользой проводит время. Мне пока довольно легко — в программе родительского контроля я запрещаю или ограничиваю просмотр видео, игры, а до соцсетей дочка ещё не доросла.

Как и на платформе онлайн-обучения, в программе родительского контроля есть личный кабинет и еженедельные отчёты. В любой момент я вижу, сколько времени и чем занимался ребёнок на планшете. Если никто из взрослых в семье не может контролировать, насколько продуктивно ребёнок учится онлайн, поможет тьютор или куратор по скайпу — такая опция доступна есть в Экстернате Фоксфорда.

Прежде чем требовать от школьника полной сознательности, нужно честно признать свой стиль поведения в интернете. Какой взрослый не отвлечётся на соцсети, новости или очередную песню Слепакова посреди рабочего дня?

Так что несправедливо жёстко ограничивать действия ребёнка на планшете.

С появлением в доме планшета правило насчёт развлечений строго выполнялось, но через несколько месяцев дочка взбунтовалась. Я решила, что стоит позволить ей немного поиграть и посмотреть мультики, когда сделано несколько дел из списка. Ничего ужасного не случилось: когда Полина быстро справляется с уроками, разбирает сумки после тренировок, успевает 15-20 минут поиграть.

Моя главная задача в онлайн-обучении дочери — сформировать здоровое отношение к гаджетам и интернету, показать, что это средства не только для развлечения и общения, но и для учёбы.

Чтобы быть в курсе учебной ситуации и при этом не подавлять ребёнка:

1. Заходите в личный кабинет и отслеживайте прогресс раз в 1-2 недели, обсуждайте довольны ли вы результатом, задавайте вопросы, выслушивайте ответы.

2. Покажите пример своему ребёнку: заведите правила и семейные часы без гаджетов, например, за ужином, во время совместных прогулок или настольных игр.

3. Ученику младших классов установите программу родительского контроля, а подростку — программу сбора статистики, которая не будет ограничивать его свободу, но покажет, насколько продуктивно он проводит время.