Как человек становится злодеем и как, например, приходит к подлости? Вот эти женщины, например, которые не отказываются разносить по домам страшные бумаги, составляющие в отделах кадров страшные списки и говорящие с высоких трибун страшные вещи. Как они такими стали, как к этому пришли? Не родились ведь, на самом деле, такими, не выпустили их в таком виде с контейнера. Вот вчера они улыбались на корпоративе симпатичному айтишнику из соседнего кабинета и даже кокетничали с ним – а сегодня, сухо поджав губы, объявляют ему, что трудовой договор с ним расторгнут, и дорога у него теперь одна, туда, в небытие.
Чем надо обладать – а точнее, чем не обладать – чтобы иметь нравственную возможность и разрешать себе так поступать? Думаю, надо не иметь никакого желания видеть тьму и сопротивляться тьме, а обладать при этом изрядной долей нравственной лени и инертности. Потому что дорога к тьме начинается ведь с малого – с самого первого легонького компромисса, крошечной уступки совести. Потому что, на самом деле, никакого маленького зла не бывает – все, кто вступил на эту дорогу однажды и не ужаснулся сам себе, не свернул и не отступил, неизбежно приходят к злу большому. И уже не могут ему ни сопротивляться, ни отказать.
Вот приходит начальник и просит организовать для, допустим, районной администрации небольшой корпоратив, разумеется, за счет заведения. Да, придется поработать в выходной, но мы его вам оплатим, и премия в этом квартале будет хорошая. Потом надо сходить всем коллективом на важное мероприятие, нацепив на себя шарфики с определенной партийной символикой и дружно наделав селфи.
Потом нужно объяснить детям на классном часе, как вредно и опасно подписываться на социальные сети одного популярного сообщества, которое организовал человек с фамилией на букву «Н». Затем зарегистрироваться на портале и нажать кнопочку, которую скажет начальник. Потом вызвать в отдел кадров и пригрозить увольнением по статье особо строптивому сотруднику, который почему-то не хочет работать за других, пока эти другие пребывают на всех этих важных мероприятиях. Нужно, чтобы этот работник сам уволился, и он увольняется, а ты остаешься пить чай в своем уютном кабинете.
«Ну что она могла сделать?» - спросят сочувствующие этой и другим подобным женщинам люди. Да ничего – это просто ведь, не делать подлости. Не обманывать, не подтасовывать, не изображать лояльность за премию и лишний выходной. Для всего этого даже не надо особенно стараться – нужно просто ничего не делать. Не делать никакого зла, даже маленького. Надо просто отказаться, просто сказать «нет». В большинстве случаев с этой женщиной ничего не случится, даже ее премия останется при ней.
Если ты не отказываешь злу в первый раз, оно куда более охотно и увереннее обратится к тебе во второй – и будет настойчивее, и отказать ему будет куда труднее. Да, год назад ты сочувствовала уволенному настырному юноше, но все равно уволила его, а теперь тебе приходится уже другому юноше объявлять, не глядя ему в глаза, его приговор. Этого ты хотела, к этому стремилась? На что ты потратишь свою премию на этот раз?
Чтобы не стать злодеем, нужно не делать зло, не разрешать себе зло, не оправдывать себя за зло, не перекладывать ответственность за зло на более могущественного злодея. Всех учили, как писал Шварц, но совсем не обязательно быть в этой учебе отличником.