Сегодня мы прогуляемся по Покровке. Тихой и уютной сегодня назвать ее сложно – она весьма почитаема туристами. Отсюда – кафе, рестораны, шумные бары и суета мегаполиса в режиме нон-стоп. И все же, получить впечатление от рандеву можно, достаточно внимательней присмотреться и совершить путешествие в прошлое. Особенно, если «ночь… улица… фонарь».
Покровка, 19 – примечательное здание. Оно известно под названием «Дом с колосьями» - стоит практически напротив площади Покровских ворот, а одна его сторона выходит прямо на угол Чистопрудного бульвара.
Построен этот дом был в 1901 году по заказу потомственного почётного гражданина – хлеботорговца Федора Рахманова. Происходил Федор Семёнович из рода известных московских купцов-старообрядцев Рахмановых, благотворителей и коллекционеров.
За проект дома для купца Рахманова взялся московский архитектор немецкого происхождения Петр Александрович Дриттенпрейс. Большую часть жизни он проработал на железных дорогах, потом проектировал и перестраивал дома для частных заказчиков - старых купеческих семейств в Москве. Специализировался на стиле поздней эклектики. Однако дом Рахманова на Покровке стал вызовом для мастера, поскольку заказчик предъявил определенные требования. Так, появился яркий памятник модернизма, его лепной декор подобран в едином стиле, позаимствованном у европейских образцов, благодаря чему здание считается одним из первых доходных домов в стиле модерн, построенных в Москве.
Особое внимание привлекает интересное оформление углов здания. На уровне третьего этажа разместились милые женские лики. В углах дома – углубления, переходящие в колонны, каждая из которых украшена настоящим скульптурным портретом женской головки. Их образ – скромно опущенные глаза, немного скуластые лица, обрамленные пышными ниспадающими локонами – до сих пор заставляют краеведов гадать, кто же послужил прототипом красавиц.
Примечательно, что на фасаде практически полностью сохранились уникальные архитектурные особенности, в том числе разнообразная лепнина. Например, такой оригинальный элемент, как колосья. Их архитектор расположил по четырем сторонам, отсылая к непосредственному занятию Рахманова. Как уже упоминалось, он был хлеботорговцем.
А еще фасад украшает огромные количеств других декоративных мотивов. Это и геометрически оригинально выполненное обрамление окон, и растительные орнаменты, а также женские и мужские маски, ленты, бантики, полоски…
Похоже, что архитектор угодил Рахманову. Да так, что в доходном доме поселился сам хлеботорговец со своим семейством, отобрав у потенциальных квартиросъемщиков целый второй этаж.
Как и 120 лет назад в доме по-прежнему живут люди. Сейчас в здании 26 квартир, что всего на одну меньше, чем было при жизни владельца недвижимости. Как и в 1901 году первые этажи с большими витринами отданы на откуп магазинам и увеселительным заведениям…
Кстати, потомки Рахмановых продолжали жить в этом доме и в советское время. Понятное дело, что их максимально уплотнили, но благодаря крестьянскому происхождению и тому, что сын домовладельца Иван Рахманов был учеником обласканного властью знаменитого скульптора Конёнкова, жилось им при новой власти вполне неплохо. Иван Фёдорович Рахманов - автор целого ряда монументов и барельефов в рамках ленинского плана монументальной пропаганды.