В своей передаче литовский журналист Анис Петкус спросил у Михаила Хазина о новых лидерах производственного процесса.
Значит, оказывается, что у нас в Европе, в Литве, везде орут и нам популизмом превращают такой вот нарратив, сказку. Что развитие высоких технологий, промышленности, планирования - это обязательно цифровизация, искусственный интеллект, вот эта вся красота.
А подождите, как это все будет питаться? Должна же быть дешевая электроэнергия, а ее нету. Как вы говорите, что если в Европе этого не будет, а будет в России, Китае, Иране, то эти страны будут лидеры этого производственного процесса нового поколения.
Ответ Михаила Хазина:
Это же стоит денег. Не только электричество, но и подготовка кадров. Ну вот я знаю, как устроены эстонские хутора. Там живет семья. Вокруг, на болотах, пасутся коровки чахлые. При советской власти приезжала по шоссе асфальтированному машина, там стояли деревянные поддоны, куда ставили молоко. Машина подъезжала, молоко затаскивали, оставляли пустые бидоны, ехали дальше.
Теперь представьте: ферм не будет. Заводов по переработке молока не будет, потому что его некуда девать. В Россию - России не надо, у нее есть. В Евросоюз - тоже. Что остается? Это будет хутор, где будет две коровы, которые будут использоваться только для себя, будет огород только для себя. И вы хотите сказать, что детей, которых там вырастят, они будут учить на программистов? Ну для цифровизации же требуются специалисты.
Всё, мы возвращаемся в логику 19-го века, в натуральное хозяйство. Причем такое будет всюду. Более того, в городах, и об этом тоже говорил Безруков на заседании клуба, тоже будут проблемы. Потому что культура городских хипстеров требует довольно большой добавленной стоимости. Потому что кушать, потреблять энергию, воду чистую они любят, а вот добавочной стоимости они не создают.
Понимаете, цифровизация - это избыточная инфраструктура, которая возможна тогда, когда у вас есть нормальная инфраструктура, создающая добавленную стоимость и есть кому эту стоимость покупать. А если нету, то куда деваться? И вот эта ситуация она висит дамокловым мечом над всеми.
Если смотреть на нынешний кризис с точки зрения той теории, что мы написали: что нынешний кризис - это структурный кризис, который идет по сценарию ПЭК-кризисов, полный аналог по экономическому механизму кризисов 1920-1930-х годов, только в 1,5-2 раза сильней.
Сегодня средняя заработная плата в США - не расходы домохозяйств, а зарплата - соответствует уровню конца 50-х. Если кризис будет такой, как в начале 30-х, только в 1,5 раза сильней, то зарплата станет, как в 20-е годы. А в 20-е годы в США доля сельского населения была больше половины. То есть они после начала кризиса побежали в города. Это был 29-30-й год.
А тут народ побежит из городов, и что вы с ними будете делать? Во-первых, они работать не умеют, инфраструктуры хозяйства нету, еды в городах не будет, потому что ее туда никому не привезет - ее там некому будет покупать. Ну хорошо, государство будет обеспечивать тарелку баланды раз в день. И что?
То есть у вас нету экономического механизма. В отличие от юго-восточной Азии. Там будет все хорошо функционировать. Тут есть дешевое сырье и относительно дешевая рабочая сила. Еще обращаю ваше внимание: в России не разрушена сельская инфраструктура. То есть каждая русская деревня, в которой раньше жило 2000 человек, а сейчас живет 20 человек, она легко примет 500-800 человек. И все будет отлично. И что вам с этим делать? Не знаю.
Смотреть в продолжение темы:
Как Россия живёт с объёмом ВВП как у Нигерии?