— Как Вы полагаете, Холмс, какое развитие сюжета предполагал художник? Удастся ли священнику примирить супругов?
— Конечно нет.
— Но почему? Супруг, к примеру, явно хочет примирения. Его поза, взгляд, выражение лица — всё указывает на готовность к диалогу. А как блестят глаза священника! Какой убеждённостью сияет его доброе лицо!
— Зато образ женщины не подразумевает компромиссов. Взгляните, Ватсон: она раздражена и терпит увещевания духовного лица лишь ради соблюдения приличий. Художник не случайно нарядил её в тёмное платье, дал в руку зонт, усилив образ, и поместил за спину каменную кладку. Он явно не хотел оставить мотиву примирения ни шанса. И обратите внимание, мой друг: супруг не смотрит женщине в лицо. Он явно в чем-то виноват, и это понимание заставляет взгляд блуждать чуть в стороне, без риска встретиться глазами с разгневанной супругой.
— А я считаю, Холмс, что речь священника произвела на нашего героя столь сильное воздействие, что перед его мысленным взором развернулись в тот момент какие-то приятные видения. Воспоминания о счастливых моментах, пережитых супругами вместе, например. И лишь поэтому взгляд мужчины направлен в никуда и несколько расфокусирован.
— Будь по-Вашему, дорогой Ватсон. Но точно так же расфокусирован (и даже более того, обращён «в себя») взгляд сельского священника. Он так увлёкся уговорами; так вдохновился ролью миротворца, что даже не пытается понять мотивы, вникнуть в ситуацию. Заметьте: живописец назвал работу «Увещевание», а не «Примирение». Тем самым дал понять: мы с Вами наблюдаем проповедь, а не поиск ошибок и устранение их последствий. Присутствуем не при решении проблемы, а при попытке подменить таковое решение абстрактным гуманизмом.
— Право слово, Холмс... Я знаю, Вы скептичны в тех вопросах, которые выходят за рамки чистых знаний, но даже Вы не в силах отрицать, что словом можно вылечить, и доводы рассудка важны не меньше, но и не больше чем спокойствие души. А дама...
— ... а дама поднялась чтобы уйти, мой милый Ватсон. Об этом говорят нам поза, пластика и расположение стула позади героини. И только деликатный, но решительный поступок бородатого мужчины, взявшего супругов за руки, ещё соединяет их. Хотя бы символически. Удерживает рядом, до поры. «Увещевание» — о том, как трое человек, формально занятых одним и тем же делом (решением семейного конфликта), на деле полностью разобщены. И пребывают в собственных идеях, настроениях и планах... У каждого из образов — своя амбиция и цель, различный уровень, динамика и пафос роли. Вы знаете, коллега, у русских есть такая притча: «Лебедь, рак и щука»? Так вот: на этом полотне мы наблюдаем вариацию как раз на эту тему. Ну и наконец. Неверов много и охотно критиковал в своих работах лиц духовного сословия. По мнению художника, они банально не справлялись с функцией блюстителей общественной морали. Нет никаких оснований полагать, мой милый Ватсон, что это полотно вдруг стало исключением из правила.
— И всё же я не изменю своей позиции, коллега. При всей аргументированности Ваших слов, мне хочется поверить, что слово пастыря найдёт свой отклик в сердце леди. И дело завершится хэппи- эндом.
— Как сказали бы русские: «Вашими бы устами!», дорогой мой Ватсон.
#культурология #культура #изобразительное искусство #искусство #живопись