Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психограмма профессии "Психолог" от японских учёных

В институте психоанализа мы уже начинаем выполнять первые контрольные. Делюсь с вами очень интересным заданием. Возможно, и вам захочется себя протестировать и поделиться в комментариях, как бы вы дополнили или изменили такую психограмму.

Смотрите, перед нами психограмма профессии «психолог», которую разработали японские ученые.

  • Нам поставлены следующие вопросы:
  • Согласны ли вы с таким набором профессионально-важных качеств психолога?
  • Оцените по десятибалльной шкале выраженность у вас качеств, указанных в данной психограмме*
  • Проанализируйте полученные данные.

Психограмма профессии «психолог»

*привожу сразу со своими ответами (психологично так рассчитывая на взаимную искренность))

п/п

Личностные особенности, профессиональные умения

Балл

1

Внимание, стремление понять позицию других

8

2

Дружелюбие, общительность

7

3

Способность стать лидером

6

4

Вежливость, обходительность

7

5

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

6

6

Жизнерадостность

5

7

Терпеливость, упорство

6

8

Большое чувство ответственности

7

9

Способность выполнять работу, полную разнообразия

8

10

Энтузиазм в трудовой деятельности

9

11

Тщательность действий

5

12

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

8

13

Аккуратность и последовательность в работе

7

14

Способность к планированию своего будущего

6

15

Способность к устным высказываниям

8

16

Хорошая память

5

17

Способность обучать других

8

18

Умение заботиться о больных

6

19

Умение заботиться от посторонних

5

Расскажу своё мнение о данной психограмме и с интересом жду вашего)

Интересная психограмма. Посмотрев на свои ответы, я увидела, что у меня больше развиты деловые качества, чем душевно-эмоциаонльные в отношении других людей. Надо над этим подумать. Отметила, что все названные качества по 10-ти бальной шкале я оцениваю выше пяти. Задумалась: это о моей соответствии данной профессии или о желании ей соответствовать? А может о повышенной самооценке?

Поэтому я думаю, данная психограмма полезна как самому отвечающему, так и в профориентации в целом по данному направлению.

Однако в такой психограмме хотелось бы несколько больше тезисов, более тонко определяющих психо-эмоциональную зрелость, осознанность и проработанность психолога.

И ещё несколько соображений. Я сомневаюсь в том, что некоторые качества из психограммы необходимы психологу в развитом их проявлении.

Например, такие, как жизнерадостность, способность стать лидером. Разве человек со спокойны, даже критическим отношением к действительности не может быть хорошим психологом? И что есть жизнерадостность? Быть может, у кого-то это отрицание проживания негативных эмоций.

Не думаю, что верно как синонимы ставит в одной строке следующие свойства: «руководство здравым смыслом» и «следование предписаниям». Возможно, для японцев это тождественно, и в этом им можно позавидовать. В русском же менталитете и действительности это, порой, могут быть прямо противоположные тезисы.

Достаточно относительным считаю тезис «Способность планировать своё будущие». Подразумевает ли он не только планирование, но и следование своим планам? Это также далеко не всегда совпадает.

Тезис «Умение заботиться о больных» на мой взгляд слишком объёмный. Например, я могу быть внимательна и ласкова с болеющим человеком, выслушать и моралльно поддержать его, предложить чай и дать лекарства, следить за выполнением лечения, приготовить что-то вкусное и проветрить комнату и тп. Но не думаю, что смогла бы для чужих людей выполнять действия, связанные с физическим контактом для соблюдения ими гигиены или санитарной обработки и с прочими физиологическими проявлениями. Тогда моё умение заботиться о больных может оценить на 5 из 10 баллов? Но какая именно забота о больных важна для психолога? Я думаю, что первый вариант, с которым я умею справляться. Тогда, значит, для меня это на… 8, например. То есть данный пункт не совсем ясен для точного ответа. Но поисследовать эту тему было интересно.

Вывод: психограмма интересна и полезна, но не полно исследует и отражает профпригодность специалиста. Для полноты нуждается в доработке и адаптации для тех или иных условий её применения.

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru