В институте психоанализа мы уже начинаем выполнять первые контрольные. Делюсь с вами очень интересным заданием. Возможно, и вам захочется себя протестировать и поделиться в комментариях, как бы вы дополнили или изменили такую психограмму.
Смотрите, перед нами психограмма профессии «психолог», которую разработали японские ученые.
- Нам поставлены следующие вопросы:
- Согласны ли вы с таким набором профессионально-важных качеств психолога?
- Оцените по десятибалльной шкале выраженность у вас качеств, указанных в данной психограмме*
- Проанализируйте полученные данные.
Психограмма профессии «психолог»
*привожу сразу со своими ответами (психологично так рассчитывая на взаимную искренность))
№ п/п
Личностные особенности, профессиональные умения
Балл
1
Внимание, стремление понять позицию других
8
2
Дружелюбие, общительность
7
3
Способность стать лидером
6
4
Вежливость, обходительность
7
5
Руководство здравым смыслом, следование предписаниям
6
6
Жизнерадостность
5
7
Терпеливость, упорство
6
8
Большое чувство ответственности
7
9
Способность выполнять работу, полную разнообразия
8
10
Энтузиазм в трудовой деятельности
9
11
Тщательность действий
5
12
Схватывание новых идей, самостоятельность суждений
8
13
Аккуратность и последовательность в работе
7
14
Способность к планированию своего будущего
6
15
Способность к устным высказываниям
8
16
Хорошая память
5
17
Способность обучать других
8
18
Умение заботиться о больных
6
19
Умение заботиться от посторонних
5
Расскажу своё мнение о данной психограмме и с интересом жду вашего)
Интересная психограмма. Посмотрев на свои ответы, я увидела, что у меня больше развиты деловые качества, чем душевно-эмоциаонльные в отношении других людей. Надо над этим подумать. Отметила, что все названные качества по 10-ти бальной шкале я оцениваю выше пяти. Задумалась: это о моей соответствии данной профессии или о желании ей соответствовать? А может о повышенной самооценке?
Поэтому я думаю, данная психограмма полезна как самому отвечающему, так и в профориентации в целом по данному направлению.
Однако в такой психограмме хотелось бы несколько больше тезисов, более тонко определяющих психо-эмоциональную зрелость, осознанность и проработанность психолога.
И ещё несколько соображений. Я сомневаюсь в том, что некоторые качества из психограммы необходимы психологу в развитом их проявлении.
Например, такие, как жизнерадостность, способность стать лидером. Разве человек со спокойны, даже критическим отношением к действительности не может быть хорошим психологом? И что есть жизнерадостность? Быть может, у кого-то это отрицание проживания негативных эмоций.
Не думаю, что верно как синонимы ставит в одной строке следующие свойства: «руководство здравым смыслом» и «следование предписаниям». Возможно, для японцев это тождественно, и в этом им можно позавидовать. В русском же менталитете и действительности это, порой, могут быть прямо противоположные тезисы.
Достаточно относительным считаю тезис «Способность планировать своё будущие». Подразумевает ли он не только планирование, но и следование своим планам? Это также далеко не всегда совпадает.
Тезис «Умение заботиться о больных» на мой взгляд слишком объёмный. Например, я могу быть внимательна и ласкова с болеющим человеком, выслушать и моралльно поддержать его, предложить чай и дать лекарства, следить за выполнением лечения, приготовить что-то вкусное и проветрить комнату и тп. Но не думаю, что смогла бы для чужих людей выполнять действия, связанные с физическим контактом для соблюдения ими гигиены или санитарной обработки и с прочими физиологическими проявлениями. Тогда моё умение заботиться о больных может оценить на 5 из 10 баллов? Но какая именно забота о больных важна для психолога? Я думаю, что первый вариант, с которым я умею справляться. Тогда, значит, для меня это на… 8, например. То есть данный пункт не совсем ясен для точного ответа. Но поисследовать эту тему было интересно.
Вывод: психограмма интересна и полезна, но не полно исследует и отражает профпригодность специалиста. Для полноты нуждается в доработке и адаптации для тех или иных условий её применения.
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru