Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Зачем нужны школьные знания?

В книге «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» журналиста Джошуа Фойера исследуется, как работает память человека, разбираются случаи феноменальной памяти и амнезии разных форм. В ней я наконец-то встретил нормальное объяснение, почему нам так важны знания, полученные в школе. Даже если они потом никогда в жизни не применяются напрямую. Всё дело в особенности работы нашей памяти.

Nic Rosenau/unsplash.com
Nic Rosenau/unsplash.com

Установлено, что чем больше ассоциаций строится с информацией, которую получил человек, тем лучше эта информация усваивается. Тем больше вероятность, что человек впоследствии воспользуется полученными знаниями. И работает это по нарастающей.

• Чем больше слышал, видел и чувствовал младенец — тем лучше он будет учиться. Школьные знания будут привязываться к нейронным цепям, которые были получены в самом раннем возрасте.
• Чем больше фактов, переменных, причинно-следственных связей усвоит ученик в школе и институте — тем быстрее будет осваивать навыки на работе. Тем больше вариантов решения рабочих задач будет видеть. Тем быстрее будет расти по карьерной лестнице.
• Чем больше человек читает на протяжении жизни — тем шире его информационное окно, которое позволяет адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. А это в конечном счёте позволит не выпасть из поезда эволюционного развития.

Нагрузка на мозг создаёт основу для будущих знаний. Чем больше нового узнает ребёнок в первые 12 лет, тем больше возможностей для обучения будет у него потом. Помнишь пример с «информационной банкой», которая заполняется на 90% за первые годы жизни? Так вот, размер этой банки зависит от того, как много информации человек получил за первые годы жизни. То есть она не только заполняется, но и расширяется в процессе получения новой информации. И оставшиеся десять процентов могут быть очень разного объёма.

Ryan Fields/unsplash.com
Ryan Fields/unsplash.com

У человека, который получил много информации за первые годы жизни, многому научился, многое запомнил, будет выше интеллектуальный потенциал. А потенциал от избытка нейронных соединений сегодня важнее, чем конкретные навыки.

Раньше определённый набор навыков позволял человеку прожить всю жизнь в достатке. Например, кузнец мог всю жизнь проработать у себя в кузне, не переживая о будущем.

Yuri Shirota/unsplash.com
Yuri Shirota/unsplash.com

В те времена детей необходимо было учить конкретным навыкам. Но по мере ускорения прогресса нужно было не только постоянно развиваться в собственной профессии, но и осваивать смежные области. Так фокус обучения сместился с навыков на метанавыки: не уметь что-то конкретное, а уметь быстро осваивать новые профессии и виды деятельности.

В фундаменте этой способности лежит запас нейронных соединений, который проще всего сохранить в детском возрасте, создав ребёнку насыщенную информационную среду. Главное — не переборщить. Не стоит бросаться и нагружать ребёнка всеми кружками на свете. Так вы только навредите. Несмотря на пластичность мозга, нервная система ребёнка не сформирована окончательно. Чрезмерная нагрузка, когда ребёнок не успевает обрабатывать полученную информацию, может привести к негативным последствиям. Фокус нужен на разнообразии опыта, а не на интенсивности. Конечно, насыщенную информационную среду желательно поддерживать на протяжении всей жизни.

Больше о мозге в книге Кеши Скирневского «Просто о мозге. Как знания о мозге помогают получить больше» (16+)

Эта книга — про то, как мозг влияет на нашу жизнь. Как формируется личность? Почему «Дисней» захватил Голливуд? Что нам кажется красивым? Откуда берутся желания? Зачем нужно эго? Как побороть лень? Как влюбить в себя? Как распознать враньё? Как избежать измен? А ещё эта книга — о том, что даже если знать ответы на эти вопросы, то далеко не всегда получится применить их на практике. Так уж устроен мозг.

Купить книгу Кеши Скирневского «Просто о мозге. Как знания о мозге помогают получить больше» (16+) можно по ссылке: https://go.ast.ru/a003kd9

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Тайны человеческого мозга: как наш мозг выбирает, что красиво, а что — нет?

Маркетинговые ловушки: как нас обманывают на «хайпе»

Как использовать методику креативного мышления: советы от эксперта

Как сохранить мотивацию и сделать то, что долго откладывал?