Найти тему
Бельские просторы

Уфимский народный политехникум: малоизвестные страницы истории

Землемерное училище
Землемерное училище

Как-то Марина Цветаева заметила, что «нужно писать только те книги, от отсутствия которых страдаешь». Именно эта причина была тем пресловутым «камнем преткновения», который толкал авторов этой статьи ещё и ещё раз браться за перо. Надо сказать, что история образования Башкортостана как дореволюционного, так и последующих периодов таит в себе множество неразгаданных страниц. В этой области знания существует ещё много «белых пятен», ждущих своих исследователей.

Одной из совершенно не известных не только широкому кругу читателей, но и искушённым в этих вопросах профессионалам является история Уфимского политехникума – учебного заведения, открытого 1 мая 1920 года и удивительным образом соединявшего в себе на первый взгляд несочетаемые явления. Например, к разряду неоднозначно воспринимаемых сторон деятельности политехникума относится то, что, являясь высшим учебным заведением, он одновременно выпускал специалистов-рабочих, получавших начальное и среднее профессиональное образование. То есть политехникум являлся разноуровневым учебным заведением. Необычным является и широкая специализация политехникума, который занимался подготовкой профессионалов совершенно разных сфер социальной действительности. Геодезисты, фармацевты-химики, агрономы, юристы, экономисты, инженеры-электрики, судоводители и даже специалисты сапожного и мукомольного производства. Но всё по порядку. Начнем с предыстории становления Уфимского политехникума, то есть с дореволюционной поры.

Необходимость в специалистах с высшим образованием в регионе существовала уже с петровских времен. Краю нужны были военные, управленцы, инженеры, врачи, юристы, учителя. Поэтому инициатива таких деятелей, как Исмаил Тасимов, способствовавшего организации в 1773 году Горного училища в С.-Петербурге – первого технического вуза в России, имела закономерный характер. В этом училище обучались и выходцы из Башкирии. С начала XIX века жители нашего края могли получить образование в Казанском университете, а также в профессиональных учебных заведениях разного уровня других городов страны – Москвы, С.-Петербурга, Ижевска, Оренбурга.

Не случайно ещё с пореформенных лет различные ведомства, земства и даже частные лица Уфимской и соседних губерний выступали с различными инициативами, целью которых являлось создание высшего учебного заведения на территории края. К подобным инициативам необходимо отнести обсуждение вопросов о сельскохозяйственном институте, о высшем педагогическом учебном заведении и даже о возможных вариантах перевода Варшавского университета в Уфу. Последняя была инициирована дворянином П. П. Подашевским в 1906 году, после того как из-за Варшавского восстания университет был закрыт царским правительством. Так вот, названный радетель просвещения на эту цель «предлагал отпустить 10 тысяч рублей и даже хотел увеличить сумму до 20 тысяч».

Создание высшего технического учебного заведения в ряду обсуждавшихся вопросов стояло наиболее остро. Эта проблема горячо дебатировалась на VII и VIII съездах уральских горнопромышленников в 1899 и 1900 годах. Венцом подобных обсуждений стало совещание представителей Оренбургского учебного округа, организованного в сентябре 1906 года в Перми. Целью совещания являлось «обсуждение мер к улучшению постановки технического и ремесленного обучения». Работа третьей секции совещания была посвящена проблеме высшего образования в регионе. Этот вопрос был признан «вопросом государственной важности». Причём большинство участников сошлись во мнении, что новым учебным заведением должен быть именно политехникум, так как в нём было возможно «совмещение нескольких высших научных дисциплин первой необходимости, как то факультетов экономического, горнозаводского, сельскохозяйственного, лесного и др.» характера. Теперь становится понятным, почему участники совещания сходились во мнении о типе нового учебного заведения. Это объясняет и этимологический анализ слова «политехникум» – оно произошло от двух греческих слов, «поли» и «техникум» (первое означает «много», второе, производное от слова «техника», переводится как «искусство»). Так что дословный перевод этого понятия может звучать как «учебное заведение с множеством специализаций».

Идея политехнического образования являлась одной из ведущих педагогических концепций второй половины XIX – начала XX века как в Западной Европе, так и в России. Опыт создания политехникумов, правда зарубежный, уже существовал. Так, в Цюрихе, Берлине и в некоторых других городах Западной Европы они успешно функционировали. Поэтому не случайно на совещании остановились на идее политехникума как наиболее приемлемого варианта в условиях того времени.

Надо сказать, что инициативы, выдвигаемые на различных форумах, укреплялись реальными финансовыми обязательствами. Во всех случаях заинтересованные коллективы и отдельные лица (местные ведомства, земства, горнопромышленники) начинали собирать деньги для создания будущего политехникума. Сумма иногда достигала 150 тысяч рублей. По тем временам деньги огромные. К сожалению, ни политехникума, ни других вузов на Южном Урале до революции открыто так и не было.

Но идея осталась, и уже с августа 1919 года в Губпрофобре (Губернский отдел профессионального образования) широко обсуждается вопрос организации Рабоче-крестьянского университета. В итоге было принято решение о необходимости открытия политехникума и были утверждены «Основные положения Уфимского Народного Политехникума», где статус нового учебного заведения был определен как вуз. В основу организации нового учебного заведения был положен опыт действующего в Москве Народного политехникума.

Для создания будущего учебного заведения под руководством Губпрофобра был сформирован Комитет по организации Уфимского политехникума, к работе которого были привлечены все заинтересованные учреждения и лица – Губисполком, Губотнароб, Губпрофсовет, Политуправление, Совнархоз, Комгосор, Рупвод и прочие. На заседаниях этого комитета 3 и 6 декабря 1919 года был выбран президиум – руководящий орган управления политехникума. Председателем президиума, а значит, и ректором будущего учебного заведения был избран И. Е. Бондаренко, его заместителем А. Ф. Кротовский и секретарем Г. Г. Иванов.

Только в декабре 1919 – январе 1920 года было проведено 15 заседаний организационного комитета, все представители которого действовали пока на общественных началах. Поэтому все заседания проходили после 6 часов вечера. За пять первых месяцев работы оргкомитета определяется структура будущего учебного заведения, формируется костяк педагогического персонала, создаются учебные планы, программы и методические комплексы, идет активный поиск и подготовка учебных и других помещений, комплектуются кабинеты и библиотеки. Постановлением Главпрофобра Наркомпроса РСФСР от 10 марта 1920 года было решено «открыть в Уфе учебное заведение среднего типа, наименовав его Уфимским политехникумом, с правом дальнейшего преобразования в высшее учебное заведение».

Строки из материалов Центрального государственного исторического архива РБ: «1 мая 1920 года в Уфе состоялось открытие Политехникума с агрономическим факультетом… Комплектование слушателями было произведено из учеников Землемерного училища, лиц, окончивших ранее училище, и приемом студентов других высших учебных заведений». В фондах Центрального государственного архива общественных объединений РБ в протоколах заседаний Президиума губкома РКП(б) имеется следующее свидетельство: «Губисполкому поставить на вид организационной комиссии по открытию Первомайского Политехникума. О том, что на открытие политехникума не были приглашены рабочие, организованный пролетариат от профсоюзов. Предложить Наробразу в срочном порядке принять меры к вводу в контингент слушателей по возможности больше рабочих [подписал Евлампиев]». Впрочем, идея официально именовать Уфимский политехникум «Первомайским» не была претворена в жизнь.

Любопытно, что о политехникуме нет сведений в научных работах, рассматривавших историю высшего образования в Башкирии. Единичные указания о существовании Уфимского политехникума были найдены нами в работах М. В. Рахимкуловой, Ю. В. Ергина и Л. В. Бондаренко. Первая из них, рассматривая историю оренбургского медресе «Хусаиния», описывает «портрет» одного из его учащихся, сына известного муфтия – Сагита Ризаэтдиновича Фахретдинова. Так, автор пишет, что С. Р. Фахретдинов «в 1918 и 1919 годах учился в Уфимском политехникуме». Считаем, что данный факт имел место, правда С. Р. Фахретдинов обучался в политехникуме скорее в 1920 или в 1921 году. Второй указанный нами автор ссылался на политехникум в связи с рассмотрением истории Башкирского государственного университета. Третий автор, повествуя о жизнедеятельности Ильи Евграфовича Бондаренко, указывает, что по «его инициативе открывается Уфимский политехникум».

Странно, почему судьба Уфимского политехникума осталась незамеченной современными историками и краеведами. Ведь в Центральном государственном историческом архиве РБ есть отдельный фонд (Р-1537), посвященный политехникуму. В этом же архиве встречаются материалы о нем и в фонде Р-801. Кроме того, об Уфимском политехникуме были найдены сведения и в Центральном государственном архиве общественных организаций РБ (фонд № 2).

-2

Второе наше сомнение по поводу «пальмы первенства». Дело в том, что Уфимский политехникум считался высшим учебным заведением, подтверждением чему служит множество доказательств. Приведем некоторые из них. Во-первых, в «Основных положениях Уфимского Народного Политехникума» статус и цель нового учебного заведения определялись следующим образом: «Уфимский народный политехникум есть высшее учебное заведение, имеющее целью дать законченное теоретическое и практическое образование широкому кругу лиц обоего пола» [13].

Во-вторых, в одном из архивных документов от 21 октября 1920 года Главпрофобр (подразделение Наркомпроса, управлявшее всеми профессиональными учебными заведениями страны) подтверждает, что «Агрономический факультет Уфимского политехникума… зарегистрирован в Отделе сельскохозяйственного образования Главного комитета по профессионально-техническому образованию. Тем самым на Агрономический факультет Уфимского политехникума распространяются все права и обязанности Высших Технических Учебных заведений согласно постановлениям Советской власти. Член Коллегии Главпрофобра Скворцов» [11].

В-третьих, в отчетах самого политехникума встречаем следующее: «Так как Сельскохозяйственный факультет, согласно разъяснениям Отдела сельскохозяйственного образования Главпрофобра отнесен к факультетам высшего учебного заведения, то только на студентов геодезического факультета… пришлось распространить права студентов ВУЗа – все же остальные студенты и слушатели указанными правами не пользуются» [10].

В-четвертых, официальная и служебная переписка Уфимского политехникума проходит по Отделу высших технических учебных заведений Главпрофобра. Например, распоряжения о предоставлении «сведений о практическом числе студентов, преподавателей и служащих. Зав. отделом Гернштейн» [11].

В-пятых, что особо, на наш взгляд, важно, финансирование политехникума также проходит по Отделу высших технических учебных заведений. Об этом свидетельствует множество документов. Например, распоряжения о предоставлении сметы расходов на 1921-й и другие годы [11].

Кроме прямых, есть и косвенные доказательства. Например, в число первых студентов политехникума были приняты выпускники землемерного училища, т. е. лица, уже получившие среднее профессиональное (геодезическое) образование. Был ли смысл этим лицам поступать на геодезический факультет и учиться дополнительно, если они тем самым не повышали своего образовательного статуса? Следующим аргументом может быть и то, что часть преподавателей для политехникума были направлены Главпрофобром из Москвы. Подобная практика применялась еще с дореволюционных лет. Но известно, что к 1920 году в Уфе уже хватало педагогов для средних специальных учебных заведений, и не было смысла выписывать педагогов, если бы политехникум не имел соответствующего статуса. Эти и множество других фактов однозначно подтверждают тезис о том, что Уфимский политехникум являлся высшим учебным заведением.

Сегодня же считается, что первым вузом в Башкирии был Институт народного образования (ИНО). «Башкирская энциклопедия» утверждает, что Институт народного образования, преобразованный 24 декабря 1919 года из дореволюционного учительского института, «работал по планам и программам педагогических вузов, но занимал промежуточное положение между вузом и техникумом и выпускал специалистов с незаконченным высшим образованием».

К этому надо добавить и то, что вплоть до 1929 года руководство республики и ИНО (затем ПИНО) продолжали выдвигать инициативы по реорганизации этого института в высшее учебное заведение. Подтверждением этому является и «Справка информационного бюро Наркомпроса РСФСР», в которой характеризуется народное образование в Башкирской АССР в 1927 году. В «Справке…» говорится, что «нормальное культурное строительство страны… выдвинуло необходимость в организации для Башкирской АССР двух высших учебных заведений… Организация педагогического ВУЗа мыслится путем постепенного преобразования Уфимского Института Народного образования в Педагогический ВУЗ. По поручению двух Всебашкирских съездов Советов, эту работу намечено закончить в 30–31 году». Из этого следует, что в 1927 году в нашей республике совсем не было высших учебных заведений.

Так почему же первым вузом считают ИНО? Думаем, что это происходит по следующим причинам. Во-первых, срабатывает стереотип мышления: когда-то такая мысль была высказана, и до сих пор она имеет место. Во-вторых, от незнания всех фактов об учебных заведениях Уфы, в нашем случае – незнания истории политехникума. В-третьих, возможно, это происходило (происходит) и по некоторым идеологическим соображениям.

Настоящие размышления иллюстрируют то, что первым вузом Башкирии был именно Уфимский политехникум, но, к сожалению, действовал он в течение, наверное, не более четырёх лет. Мы не претендуем на окончательные выводы и готовы к продолжению дискуссии.

Одной из самых насущных проблем нового учебного заведения было обеспечение его помещениями. На заседании комиссии при Губисполкоме 23 января 1920 года постановили: «Женское епархиальное училище предоставить в распоряжение Политехникума». Также было решено передать политехникуму целый комплекс зданий бывших учебных заведений – семинарии, духовного училища, архиерейского дома, консистории… если будет необходимость, то предлагается передать здания… мужской гимназии и присутственные места». Сложно пока судить, все ли названные здания были действительно переданы новому учебному заведению, но на сегодня известно как минимум четыре корпуса, в которых размещался и функционировал политехникум: это здания Епархиального женского училища, второй женской гимназии, землемерного училища и фермы землеустроительного техникума в Миловке.

3 мая 1920 года коллегией Губотнароба (отдел народного образования) было принято решение о закрытии Землеустроительного техникума повышенного типа (бывшего землемерного училища) и о вхождении его в геодезический факультет политехникума. Через некоторое время в состав политехникума вошло и Псковское сельскохозяйственное агрономическое училище со своими отделениями и лабораториями. В политехникум было решено «влить» и лесные курсы, действовавшие в это время в Уфе.

Стратегическое управление новым учебным заведением осуществлялось советом политехникума (на этапе тактического руководства – президиумом), учебным комитетом, советом деканов и советами факультетов. Непосредственное управление политехникумом возлагалось на ректора. В помощь ректору и проректорам был учрежден Совет деканов.

В политехникуме было организовано несколько факультетов – подготовительный, основные и рабочий. Основные факультеты формировали высшее и незаконченное высшее образование по 19–23 специализациям. Рабочий факультет занимался подготовкой дипломированных рабочих начального и среднего профессионального образования по 13–15 специализациям.

Подготовительный факультет был открыт 1 июля 1920 года. Желающих учиться было много – на факультет записалось около 620 человек. Поэтому были произведены «перерегистрация и частичный прием», после которых оставили в первой группе 127, во второй – 80, и в третьей – 15 человек. Целью подготовительного факультета являлось выравнивание уровня образования будущих абитуриентов. За основу программы подготовки на факультете был принят стандарт школы II ступени.

Тахир Мажитович Аминов – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы (г. Уфа).

Анастасия Игоревна Ерёмина – выпускница Института исторического и правового образования, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа).

Оригинал публикации находится на сайте журнала "Бельские просторы"

Окончание следует...

Из архива: март 2012г.

Авторы: Тахир Аминов, Анастасия Ерёмина

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт,
где Вы найдете много интересного и нового,
а также хорошо забытого старого!