Найти тему
Внутри России

Жемчужина Подмоклово

Фото автора, май 2022.
Фото автора, май 2022.

Не будем уходить с правобережья Оки, здесь есть еще много различных достопримечательностей. На другой стороне от трассы «Крым» находится небольшое село Подмоклово, в котором стоит один из самых красивых храмов Подмосковья, если не всей России – храм Рождества Богородицы. Т.к. объект этот широко известен, я ограничусь лишь самой важной информацией. Дам, так сказать, общую наводку. Более подробные статьи, давно изучающих Подмоклово краеведов, можно найти в ссылках в конце текста.

Первое упоминание о церкви этого села относится к 1628-29гг., когда данная местность являлась вотчиной князей Голицыных. Церковь была деревянной и сильно обветшавшей к началу 18 века, когда село Подмоклово стало принадлежать известному политическому деятелю, сенатору, послу в Польше времен Петра Великого, князю Григорию Федоровичу Долгорукому. В 1714 году князь решил построить новый каменный храм в популярном тогда стиле западноевропейского барокко. Правда, к строительству смогли приступить только после личного разрешение императора, полученного в 1717 году, т.к. в 1714 году вышел знаменитый указ о запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга.

Несмотря на то, что храмов в стиле барокко строилось в России много, амбициозный князь задумал создать в своем имении настоящий шедевр, который бы заметно отличался от всего имеющегося тогда в России архитектурного наследия. Прототипом подмокловского храма считается молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели и храм Св. Петра в Риме, выстроенный Донато д’Анджело Браманте в 1502 г. То, что выбрано было именно итальянское барокко – неудивительно. Князь хорошо знал это южно-европейское государство, в 1697 году он в числе 39-ти стольников прожил там два года, изучая военно-морское дело. Там же князь познакомился с архитектором Карло Фонтана, который планировал построить храм Церкви Торжествующей на арене римского Колизея: своеобразный мемориал в память раннехристианских мучеников. Возможно, князь воспользовался чертежами этого храма, хотя изначальный замысел был удачно изменен неизвестным автором уже в России. Возможно, к планировке храма имел отношение и сам князь, которого считают автором русского трактата 1699 года об итальянской архитектуре.

Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г. Прототип храма в Подмоклово
Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г. Прототип храма в Подмоклово

Однако, строительством руководили не итальянцы. Первый вариант храма 1714 года, вообще оказался неудачным. Возведенное за год здание дало трещины и скоро развалилось, а занимавшиеся строительством голландские архитекторы фон Фикин (на самом деле он был шведским военнопленным) и Крафорт оказались самозванцами, не имеющими архитектурного образования. В 1718 году стали строить заново. Теперь за работами следил иноземец Андрей Шульц. Уж не знаю, хорошо ли руководил этот иностранец строительством, но все непосредственные работы по возведению храма, а также созданию сложнейшего для того времени декора были осуществлены русскими мастерами. Строительством занималась артель московского каменщика Ивана Каландина, а украшением и резьбой - артель резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Так что без русских «Иванов» этот итальянский шедевр никогда бы не появился на берегах Оки.

Не буду долго описывать архитектуру храма, лучше, как говорится, один раз увидеть. Скажу лишь, что он был выполнен в необычной для того времени форме - в виде двухсветной купольной ротонды, которая окружена в первом ярусе открытой арочной галереей, превращённой на уровне второго света в балкон с балюстрадой. Храм богато декорирован различными характерными для барокко элементами: пилястрами, наличниками, карнизами, люкарнами, фигурками ангелов, гирляндами, цветами и статуями апостолов и евангелистов (всего статуй было 16).

Храм был фактически завершен в 1720-22 годах, но освятить его при Григории Федоровиче не успели, он умер в 1723 году, а его сын Сергей Григорьевич храмом вовсе не интересовался, хотя для завершения оставалось только установить двери и окна, поставить иконостас и снабдить храм иконами. Вскоре же Долгорукие вовсе попали в опалу и своего завершения церковь ждала еще долгих 30 лет, когда ей снова занялся внук Григория Федоровича, вернувшийся из ссылки и прощенный Елизаветой Петровной, Николай Сергеевич Долгорукий. Наконец, в 1754 году храм освятили.

Фреска с Ломоносовым. Фото архив ГМИР.
Фреска с Ломоносовым. Фото архив ГМИР.

В последней четверти 18 века имение было продано и в течении 100 лет переходило разным владельцам. В 1830-х годах селом владели Тютчевы, с 1840-х – Васильчиковы. Позже к храму была пристроена колокольня, но в 1898 году ее разобрали. В 1882 году внутренние своды расписали, с чем был связан большой скандал – на картине «Страшный суд» один из изображённых грешников, горящих в аду, имел узнаваемые черты М.И. Лермонтова. Этот кусок картины в советское время был сохранен и даже выставлялся в ленинградском Музее истории религии и атеизма. По-видимому, теперь он лежит где-то в музейных запасниках. В 1883-93г. в церкви был проведен капитальный ремонт. Последним владельцем имения с 1894 по 1917 гг. был серпуховский фабрикант П.И. Рябов.

1936 год. Фототека ГНИМА им. Щусева. Автор: Епанченников Н. Я. источник https://pastvu.com/p/199384
1936 год. Фототека ГНИМА им. Щусева. Автор: Епанченников Н. Я. источник https://pastvu.com/p/199384

Подмокловский храм действовал до 1936 года, пока настоятеля отца Иоанна Раевского не арестовали (позже его приговорили к 10 годам ИТЛ). После этого здание стали использовать как зернохранилище и под иные хозяйственные цели. В эти годы местный сельсовет разорил внутреннее убранство. В 1960 году храм признали объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327), но это ничего не изменило в его участи. В 1982 году храм пришел в полное запустение: внутреннее убранство и росписи были уничтожены, на частично разрушенной галерее вандалами обрушены и разбиты пять скульптур. После этого храмом, наконец, занялся трест Мособлреставрация, восстанавливавший его в 1983-1994 годах (вторая волна реставрации продолжалась в 2009-2015 гг.).

Сам храм был возвращен РПЦ в 1992 году, стал действующим в 1993 году. 5 утраченных статуй воссозданы в 1988-1995 годах специалистами научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. Теперь они хранятся в Серпуховском историко-художественном музее, а остальные 11 статуй были перемещены внутрь подмокловского храма, когда завершились внутренние реставрационные работы. Те 16 статуй, которые сейчас красуются на верхней галерее храма – хорошо сделанные копии. Такое решение было принято в связи с тем, что оригиналы, сделанные из мягкого известняка, на улице быстро выветриваются и разрушаются. До 2019 года здесь проводились фестивали классической и традиционной музыки.

Самой усадьбе повезло меньше – до наших дней сохранился заросший и замусоренный парк с прудами, обездолено стоит единственный уцелевший кирпичный флигель, используемый в советское время под детский интернат. В 90-х он сгорел и от него остались только стены. У прихожан храма есть планы по его восстановлению, но без государственной помощи здесь не обойтись, финансовые затраты неподъёмны. Но главная жемчужина Подмосковья – храм Рождества Богородицы, стоит на живописном берегу реки Оки по-прежнему. И это редкая удача для нас, непременно следует воспользоваться ей и увидеть это чудо!

Фото автора. Это могила Анастасии Алексеевна Макавеевой – жены костромского помещика, которая происходила из известного дворянского рода Тютчевых. Расположена слева от храма.
Фото автора. Это могила Анастасии Алексеевна Макавеевой – жены костромского помещика, которая происходила из известного дворянского рода Тютчевых. Расположена слева от храма.

Использованная литература:

- nataturka.ru/usadiba/podmoklovo.html

- https://arch-heritage.livejournal.com/2782708.html

- https://vadimrazumov.ru/507328.html

- https://sobory.ru/article/?object=01602

- http://www.hram-podmoklovo.ru/

- Из книги: Михаил Жебрак "Пешком по Подмосковью". - Москва. ООО "Издательство Аст", 2020

- http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-rojdestva-presvyatoi-bogorodici-podmoklovo

- фото автора, Андрей Агафонов, Фототека ГНИМА им. Щусева. Автор: Епанченников Н. Я. источник https://pastvu.com/p/199384; ГМИР; Кузнецов В.Я.

- статьи Пилипенко А.Д., ст. н. с. Серпуховского историко-художественного музея

- СИХМ Дел-пр. Арх. 2-10. Д.53 Инв № КП 156,157 Лл. 12-12об.

#храм

#православие

#история