В современные времена имена собственные у воздушных судов – явление распространенное. В советское время имена самолетам давали очень редко и преимущественно для экспериментальных, опытных и агитационных самолетов. Например, АНТ-9 «Крокодил» Агитэскадрильи им. М. Горького. Или Ил-18 СССР-Л5811 «Москва», Ан-10 СССР-У 1957 «Україна», Ту-114 СССР-Л5611 «Россия». У линейных самолетов, перевозящих пассажиров, имен не было. До определенного момента.
В апреле 1970 года Советский Союз праздновал столетний юбилей со дня рождения Владимира Ильича Ленина. К этому событию было приурочено множество самых разных мероприятий. В том числе в апреле 1970 года получил имя первый линейный Ан-24. Вот как это было.
Впервые информация об именном самолете появилась в фотоальбоме «День Аэрофлота» издательства Агентства печати «Новости» 1973 г., посвященному одному дню работы Аэрофлота СССР – 30 сентября 1971 года. Слово книге:
Утром 30 сентября 1971 года в Магнитогорском аэропорту приземлился Ан-24 №46374 с надписью «Киевский комсомолец»…
- Этот самолет, - говорит начальник аэропорта В. Адищев, - построен на средства, собранные киевскими комсомольцами при сдаче металлолома в дни подготовки к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. По их просьбе машина передана лучшей комсомольской организации Аэрофлота, которой была признана организация ВЛКСМ Свердловского авиапредприятия. Министр гражданской авиации разрешил сделать надпись на самолете. Управляет им передовой комсомольско-молодежный экипаж.
Итак, Ан-24Б СССР-46374 заводской номер 07306005 построен 16 марта 1970 года на заводе №473 в Киеве. Первый полет совершил 22 апреля в день 100-летней годовщины В.И. Ленина. 23 апреля передан в Свердловское авиапредприятие Уральского территориального управления гражданской авиации. 6 марта 1980 года передан в Кировское авиапредприятие. В Ижевском ОАО его запечатлел фотограф:
С развалом СССР и советского Аэрофлота наш герой – Ан-24Б 46374 работал в разных авиакомпаниях России. Последним местом его работы были «Полярные Авиалинии», где он числился до 2012 года. А со 2 ноября 2012 года под фиктивным номером СССР-47755 в ливрее разработке Улан-Удэнского авиазавода шестидесятых годов его установили в качестве памятника в Якутске, где он находится и поныне.
Хорошее окончание карьеры славного самолета. Но если бы этому самолету сохранили первозданный регистрационный знак и его историю, было бы гораздо правильнее с исторической точки зрения.
Были в Аэрофлоте СССР и другие именные самолеты, о которых расскажу позже.
Спасибо за внимание.
#an-24 #ан-24 #аэрофлот ссср