Американский киноактёр Вигго Мортенсен стал знаменитым после того, как снялся в роли Арагорна в кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец». Это случилось в 2000-е, а сниматься в кино он начал в середине 1980-х. Уже в 1990-е он снимался на более чем профессиональном уровне, но, к сожалению, в фильмах, которые по разным причинам не стали кинохитами. Один из этих фильмов, снятый в 1993 году, назывался «Американский якудза».
Тема японского криминала в США в те годы была весьма модной, вспомнить хотя бы «Разборку в маленьком Токио» 1991 года с Дольфом Лундгреном и Брэндоном Ли. В том же 1993 году вышел и самый известный фильм на данную тематику, детективный боевик «Восходящее солнце» с Шоном Коннери. На их фоне «Американский якудза» прошёл незамеченным, а зря, ведь эта картина абсолютно уникальна.
В большинстве этих фильмов японцы показаны в крайне негативном свете, что неудивительно. Во-первых, это боевики про этническую преступность. Чужаки, пытающиеся устанавливать свои порядки в мире местного криминала, как правило не вызывают никаких положительных эмоций. Во-вторых, не стоит забывать и про отношение американцев к японцам во Второй мировой войне. Наши войска с ними контактировали мало, поэтому особой злобы к «самураям» (которых в Японии не существовало к тому времени) не испытывали. А вот китайцы и янки — совсем другое дело. Для них японцы были ничуть не лучше эсэсовцев.
Чтобы убедиться в стойкости представлений о японцах как исчадиях ада, достаточно вспомнить главного злодея из боевика «Разборка в маленьком Токио», которого великолепно сыграл Кэри-Хироюки Тагава. Да и в «Восходящем солнце» японцы показаны безжалостными убийцами. Кстати, в этом фильме присутствует ещё одна тема — японского проникновения в американский бизнес. С 70-х годов конкуренция японских товаров с американцами, в том числе и на внутреннем рынке самих США, стала весьма ощутимой, что тоже не прибавляло симпатии к японцам со стороны американцев.
Справедливости ради, можно привести примеры искреннего интереса и даже любви к японской культуре. Нет, аниме тогда ещё за пределами самой Японии было не слишком популярно. Речь идёт о карате и прочих традиционных дальневосточных боевых единоборствах. Например, в фильме «Карате-пацан» (The Karate Kid) главного героя учит пожилой мастер карате Мияги. Но там есть один нюанс — Мияги родом с Окинавы, а это не совсем Япония. Местное население Окинавы долгие века рассматривалось коренными японцами как чужаки, а сами окинавцы считали японцев оккупантами. То есть и в этом фильме положительными героем был выведен не совсем японец.
Поэтому фильм «Американский якудза» в самом деле уникален. В нём герой Вигго Мортенсена, полицейский агент, внедрённый в семью якудза, обосновавшихся в США, влюбляется в дочь босса и в конечном итоге проникается благородным духом японской мафиозной семьи. Причём до такой степени, что когда конкурирующие с ними итальянцы устраивают резню, он пытается спасти японских бандитов, а когда это не удаётся — мстит за них. Что для кадрового сотрудника полиции мягко говоря необычно. Хотя, разумеется, важную роль там сыграла любовь героя к японке, которую итальянские киллеры убивают.
Самое занятное, что и полиция показана не в лучшем свете. Начальство героя идёт на преступный сговор с одной из мафиозных группировок (итальянской), давая ей карт-бланш на физическое уничтожение конкурирующих с ними японцев. Впрочем, герой спасает ситуацию и создаёт баланс — благодаря его мести, итальянцы также истреблены и город избавляется сразу от обеих этнических банд. Формально он нарушает прямой приказ о невмешательстве в криминальные разборки, но результат его опрометчивых поступков оказывается в целом положительным.
Японский криминальный клан в этом фильме показан более чем сочувственно. Хоть некоторые из японских бандитов слегка отморожены и совсем чуточку грубияны, но в целом это благородные люди. Пожилой глава клана и вовсе изображён как настоящий восточный мудрец. Непонятно только, как этот благообразный старец умудрился возглавить бандитов, ну да ладно. Герой, одинокий по-жизни человек, обретает среди якудза столь недостающих ему друзей и семью, ради которой он готов практически на всё. Этот пафос семейных ценностей в восточной культуре, да к тому же применительно к криминальным структурам, для американской кинокартины весьма необычен.