Сегодня я расскажу вам, как в благополучной семье дети могут подвергаться насилию. Мне пришлось стать немного детективом.
Итак, двое детей 6 и 3 лет росли в любви, уважении и заботе родителей. Однако мама стала отмечать напряжение в общении со старшей дочкой. Та старалась ответить так, чтобы угодить взрослым. Постоянно грустные глаза...
С этим ко мне и обратились родители девочки. Они хотели понять причину таких перемен.
Я приступила к терапии. От одной встречи к другой девочка раскрывала свой чувственный мир осторожно, маленькими порциями.
Через игротерапию выяснилось - маму надо беречь, чтобы она не расстраивалась. В игре кукла-героиня страдала от куклы-злодейки, которая на нее кричала, замахивалась.
– Это кто? – спросила я.
Девочка не ответила, пожала плечами и перевела мое внимание на других персонажей.
– Расскажи, что любит есть та героиня, которая кричит – попросила я ребенка.
Так с помощью наводящих вопросов я узнала со слов ребенка, что злодейка «любит ездить быстро на машине», «не носит юбки», «ест сама конфеты».
В игре девочка проявила агрессию - однажды кукла-героиня подралась с куклой-злодейкой. Девочка взяла кукол, подняла их в воздух и устроила бойню. Кукла-героиня занимала позицию сверху куклы-злодейки.
Девочка кричала громко:
– Убей ее! Души! Грызи ей горло!..
Тело девочки было в напряжении. На глазах слезы. Голос от резких выкриков стал похрипывать. Сколько же боли у этого шестилетнего ребенка!
Шло время.
Мама пожаловалась на то, что девочка стала грубить няне, которая работает в их семье уже четвертый год.
– И это нормально – прокомментировала я. Далее на сессии с мамой выяснились моменты, которые вызывали у нее напряжение и волнение относительно отношения няни к детям.
Она замечала резкость и грубость с ее стороны, пусть и не ярко выраженную.
Няня же, приводя ребенка на терапию, со мной общалась корректно и без лишних слов.
– Почему вы ребенку в 6 лет завязываете шнурки? – спросила я однажды у суровой, как никогда, нянечки.
– Я не нанималась учить ее завязывать шнурки! – последовал резкий ответ.
– Наверное, проще научить ребенка завязывать шнурки, чем вот так постоянно наклоняться. И ребенку польза, развитие, и вам облегчение, – отметила я значимость научения ребенку тому, что он должен уметь в данном возрасте.
Слово за слово выяснилось, что няня работает в этой семье ради денег. Ей неинтересна судьба детей. Она уже заработала на машину, достаточно путешествует с семьей, в которой работает, и при этом помогает своим собственным детям.
Няня с девочкой вышли. Я посмотрела им вслед.
Прошла пара минут, вошел другой клиент. Он возмущенно говорил:
– Я в шоке! Там женщина трясла девочку за плечи и кричала на нее! Я эту женщину чуть не прибил...
Да, это была та самая нянечка и тот самый ребенок…
Я позвонила маме девочки и назначила встречу через два часа. И непременно с няней.
Это была кульминационная встреча для всех. На встрече прояснилась причина такого поведения старшей дочки.
Она кричала на няню, плакала и говорила о том, как она ее ненавидит. Родители узнали о том, как няня трясла их ребенка.
На протяжении своей работы в семье няня, поругав старшую девочку, запрещала жаловаться родителям, поясняя, что мама может расстроиться, заболеть и...
Уважаемые родители!
Тщательно выясняйте, кому вы доверяете своих детей.
Если у вас есть дети, значит, у вас есть и время для общения с ними.
Если у вас нет времени для общения с детьми, значит вы его намеренно (порой не осознавая) заполняете всякими второстепенными делами, боясь выстраивать отношения с ребенком.
И тому могут быть разные причины:
– страх нищеты (нужно много зарабатывать и много покупать, порой ненужного: двадцатую кофту, пятые сапоги...);
– незнание, как общаться с ребенком (лучше отдать другому, вместо того, чтобы самому повышать свою родительскую компетентность);
– страх пойти в свои детские боли.
Причин достаточно, чтобы не заниматься своими детьми.
Но проходит время, и между детьми и родителями образуется пропасть недоверия и непонимания, как следствие – эмоциональный холод.
А няни уходят со своими интересами, порой ломая психику ребенка на всю его жизнь.
Любите своих детей!
Проводите с ними время!
Творите красоту отношений!
Жизнь с ребенком – прекрасна, от нее не надо убегать.
Полимодальный психолог Лариса Богатырева
Организатор и руководитель ЦИП "Совиный клад"
г. Таганрог
Автор: Богатырёва Лариса Владимировна
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru