"Прочь"/Get Out (2017)
Начну без традиционной преамбулы: 5 лет назад на экраны вышел фильм, который назвали "свежей струёй в жанре хоррор", "лучом света в тёмном царстве" и т.д. К подобным заявлениям я отношусь со скепсисом, но тем не ужастик посмотрел, предварительно не читая никаких рецензий и не зная о сюжете ничего, кроме кадра с плачущим афроамериканцем.
Сейчас, думаю, можно и рассказать о сюжете в общих чертах - для тех, кто в теме, это уже не тайна. Означенный чернокожий молодой человек поехал знакомиться с родителями своей белой невесты. Вскоре выясняется, что у стариков на жениха свои планы: старое-доброе рабство, только на новый (мистический) лад. (Это режиссёр как бы хочет сказать, что белые - плохие, обижают хороших чёрных парней. Актуалочка по-американски: движение BLM уже 4 года как функционирует.)
Фильм посмотрел с удовольствием, даже несмотря на то, что тот же сюжет гораздо интереснее и страшнее был обыгран в фильме "Ключ от всех дверей" (2005), причём наоборот: там носителями зла были именно чернокожие, с их магией худу. Но тем не менее в "Прочь" есть и тайна, и симпатичные персонажи, и чуть-чуть юмора, и нарастание напряжения... И даже небольшое глумление над законами жанра: главное правило молодёжных ужастиков (чёрный умирает первым) нарушено беспощадным образом! В общем, для фанатов хоррора фильм программный.
"Мы"/Us (2019)
Все эти "новые надежды хоррора" обычно сдуваются очень быстро. Роберт Эггерс после шедевральной "Ведьмы" выдал странненький "Маяк", Ари Астера с его "Реинкарнациями" я изначально не понял. Про Джордана Пила могу сказать так: перемудрил.
Как-то раз на одну чернокожую семью (папа, мама и двое детей) ночью нападают их собственные двойники, одетые в красные комбинезоны и напрочь поехавшие. Кое-как отбившись, герои обнаруживают, что эпидемия началась по всей стране: отовсюду лезут двойники и колют свои "оригинальные версии" ножницами. Пока герои пытаются выжить, мать семейства умудряется докопаться до сути - а дело в том, что она с детства знает, где и как всё началось...
Сюжетная задумка настолько абсурдна, что вся умственная энергия зрителя уходит на то, чтобы её осмыслить: серьёзно, под Америкой прорыты огромные туннели, где живут клоны ВСЕХ жителей США?! Причём само объяснение, откуда взялись двойники, и финальный "вот это поворот" не имеют ни малейшего смысла: придумали просто чтоб было. Если у фильма "Прочь" был действительно интересный и продуманный сюжет, то здесь просто пытались соригинальничать. Получилось так себе.
"Нет"/Nope (2022)
В третьем фильме Пил ещё глубже забрался на территорию странного арт-хауса. По сюжету чернокожие брат и сестра управляют небольшим ранчо где-то в пустошах и как-то раз замечают в небе некий неопознанный объект. Надо его срочно запечатлеть и... совершить прорыв в науке? Нет, продать снимки и разбогатеть! (Американцы, что с них взять.) Инопланетный кораблик прячется в облаках и, по классике, ворует домашних животных (лошадей на сей раз, а не коров), однако позже переключается на людей. Да и не кораблик это вовсе, а...
С одной стороны, свежий кинематографический взгляд на НЛО в эпоху, когда мода на летающие тарелки давно прошла (сейчас конспирологам плоскую Землю подавай, а лучше сотовую). Жуткие сцены есть, хорошие спецэффекты - тоже. С другой стороны, история неоправданно растянута, а побочная сюжетная линия (про мальчика-актёра и взбесившуюся на съёмках обезьяну) пришита к основной белыми нитками. Кажется, она введена лишь для того, чтобы проиллюстрировать тезис: обижать животных нехорошо (как будто в фильме это и без того не подчёркнуто много раз).
А теперь скажу удивительную вещь: "Нет" очень понравился моему 7-летнему сыну, которого вообще трудно чем-то новым заинтересовать. Подглядел краем глаза, теперь смотрит его каждый день, и я, поневоле, вместе с ним. И должен признать: фильм по-своему неплох, какой-то своей неподражательной странностью, что в нашу эпоху сиквелов и ремейков уже достоинство.
Всем спасибо! Добавляйтесь!