Ох, сколько же много в первой серии "Андора" экспозиции. Даже как-то странно и непривычно, что студия Lucasfilm на такое решилась. В этой связи как-то более оправданным стало выглядеть решение компании сделать трёхсерийную премьеру сразу, ибо реальный разгон начинается как раз в третьей серии…
Но обо всём по порядку.
И сначала об упомянутой экспозиции. Шоураннер сериала Тони Гилрой выбрал, пожалуй, самый тернистый для восприятия фанатов "Звёздных войн" путь построения своего повествования: ничего не объяснять сходу. В принципе в "Мандалорце" было практически то же самое – там аналогично история начиналась с произвольного места в жизни героя (и, что характерно, тоже с визита в кантину и последующей потасовки), а его предыстория рассказывалась флэшбэками.
Но в "Андоре" совершенно другая подача – всё куда более мрачно и приземлённо. Если в первой серии "Мандалорца" убийство бандитов из кантины выглядело как типичное вестерновское клише, то в "Андоре" смерть преподносится как что-то очень трагичное. Да и сам главный герой расправляется с противниками не в стиле Клинта Иствуда выстрелом от бедра, а достаточно буднично.
Любопытно, что именно эта сцена и запускает весь дальнейший сюжет. Это означает, что в сериале нет и не будет проходных сцен и уж тем более серий-филлеров (забегая вперёд, по первым трём сериям – это так и есть). Каждое последующее событие вытекает из предыдущего, а герои действуют без помощи бога из машины (или, как у нас говорят, без помощи роялей в кустах).
В первой серии очень много диалогов, при этом они, хоть и выстраивают экспозицию, но сами не являются экспозиционными. Немного раскрою данную мысль: персонажи не проговаривают вслух то, кем они являются, зачем делают то, что делают, что ими движет и т.д.; они общаются друг с другом как живые люди, и из их разговоров можно почерпнуть ту необходимую информацию, что поможет зрителю выстроить картину мира.
Сам же Кассиан Андор по "Изгою-один" мне представлялся как решительный повстанец, действующий в условиях военного времени. И, несмотря на циничное убийство в начале фильма и вынужденное убийство в бою в середине ленты, Кассиан оставлял положительное впечатление как герой, потому что действовал во имя огромного блага. В нужный момент Андор отказался от убийства, нарушив прямой приказ начальства, а в конце, с той же решительностью, с которой отнял чужие жизни, отдал свою ради всё той же великой цели.
Но в своём сольном сериале Андором не движут какие-либо великие цели, и потому, как, собственно, Тони Гилрой и обещал, представление о Кассиане очень меняется. Сейчас он выглядит хладнокровным убийцей, который, спасая всего лишь свою шкуру, готов пусть в расход чужую жизнь.
Более того, на промышленной планете Феррекс (как же она атмосферна!), где происходит основное действие серии, Кассиан, по ощущениям, единственный, кто не работает, а занимается непонятно чем. Неясно, за какие такие заслуги его там любят и даже прикрывают, но лично для меня сложился образ крайне неприятного человека, который ради своих интересов нажмёт на спусковой крючок и глазом не моргнув, а ответственность предложит разделить совершенно непричастному лицу.
Пока что я не нашёл в Кассиане хоть что-то положительное.
И тем интереснее наблюдать за антагонистом серии (а, может, и всего сезона) – заместителем инспектора группы безопасности корпоративных тактических сил Сирилом Карном. Отчасти, конечно, образ клишированный: молодой руководитель, оттого неуверенный в себе и не могущий себя уверенно подать, но целеустремлённый и верящий в правое дело. Сто раз таких видели.
Но отдаю должное, сыгран и подан Сирил отлично. Чего стоит только короткая сцена, когда Карн замешкался перед тем, как открыть дверь и пройти к своим подчинённым, чтобы в силу должности давать им соответствующие указания. Короткий момент, но как подчёркивает персонажа и его окружение.
И знаете, что по итогу стартового эпизода? "Андор" мне видится "анти-лукасовскими" "Звёздными войнами". Здесь вместо привычных топорных диалогов сказочных героев – разговоры живых людей. Вместе "космооперной" атмосферы – мрачная будничная серость. А главное, здесь героя и злодея поменяли местами. Тут герой – это сомнительная личность с чисто коммерческими интересами. А злодей – идеалист, стремящийся к справедливости. Подумайте об этом, представив, что в сериале вообще нет Кассиана, а история рассказывается с позиции Сирила Карна, который ищет какого-то преступника, чтобы привлечь к ответственности. Сирил Карн – точно антагонист после этого?..
Это хороший ход для деконструкции "Звёздных войн" как общественного явления. Также это великолепный зачин для истории противостоянии сил добра и зла, где на стороне добра выступает злодей, а на стороне зла – герой. Те, кто ждал неоднозначные "Звёздные войны", дождались…
Ну а для всех остальных – это не те "Звёздные войны", что вы ищете.