Найти тему
forceuser

"Андор", обзор 1-й серии

Ох, сколько же много в первой серии "Андора" экспозиции. Даже как-то странно и непривычно, что студия Lucasfilm на такое решилась. В этой связи как-то более оправданным стало выглядеть решение компании сделать трёхсерийную премьеру сразу, ибо реальный разгон начинается как раз в третьей серии…

Но обо всём по порядку.

И сначала об упомянутой экспозиции. Шоураннер сериала Тони Гилрой выбрал, пожалуй, самый тернистый для восприятия фанатов "Звёздных войн" путь построения своего повествования: ничего не объяснять сходу. В принципе в "Мандалорце" было практически то же самое – там аналогично история начиналась с произвольного места в жизни героя (и, что характерно, тоже с визита в кантину и последующей потасовки), а его предыстория рассказывалась флэшбэками.

Декорация кантины, случаем, не из "Мандалорца"?..
Декорация кантины, случаем, не из "Мандалорца"?..
-3

Но в "Андоре" совершенно другая подача – всё куда более мрачно и приземлённо. Если в первой серии "Мандалорца" убийство бандитов из кантины выглядело как типичное вестерновское клише, то в "Андоре" смерть преподносится как что-то очень трагичное. Да и сам главный герой расправляется с противниками не в стиле Клинта Иствуда выстрелом от бедра, а достаточно буднично.

Любопытно, что именно эта сцена и запускает весь дальнейший сюжет. Это означает, что в сериале нет и не будет проходных сцен и уж тем более серий-филлеров (забегая вперёд, по первым трём сериям – это так и есть). Каждое последующее событие вытекает из предыдущего, а герои действуют без помощи бога из машины (или, как у нас говорят, без помощи роялей в кустах).

В первой серии очень много диалогов, при этом они, хоть и выстраивают экспозицию, но сами не являются экспозиционными. Немного раскрою данную мысль: персонажи не проговаривают вслух то, кем они являются, зачем делают то, что делают, что ими движет и т.д.; они общаются друг с другом как живые люди, и из их разговоров можно почерпнуть ту необходимую информацию, что поможет зрителю выстроить картину мира.

Китайский аналог R2-D2 выглядит замечательно.
Китайский аналог R2-D2 выглядит замечательно.

Сам же Кассиан Андор по "Изгою-один" мне представлялся как решительный повстанец, действующий в условиях военного времени. И, несмотря на циничное убийство в начале фильма и вынужденное убийство в бою в середине ленты, Кассиан оставлял положительное впечатление как герой, потому что действовал во имя огромного блага. В нужный момент Андор отказался от убийства, нарушив прямой приказ начальства, а в конце, с той же решительностью, с которой отнял чужие жизни, отдал свою ради всё той же великой цели.

Но в своём сольном сериале Андором не движут какие-либо великие цели, и потому, как, собственно, Тони Гилрой и обещал, представление о Кассиане очень меняется. Сейчас он выглядит хладнокровным убийцей, который, спасая всего лишь свою шкуру, готов пусть в расход чужую жизнь.

Это точно герой?
Это точно герой?

Более того, на промышленной планете Феррекс (как же она атмосферна!), где происходит основное действие серии, Кассиан, по ощущениям, единственный, кто не работает, а занимается непонятно чем. Неясно, за какие такие заслуги его там любят и даже прикрывают, но лично для меня сложился образ крайне неприятного человека, который ради своих интересов нажмёт на спусковой крючок и глазом не моргнув, а ответственность предложит разделить совершенно непричастному лицу.

Пока что я не нашёл в Кассиане хоть что-то положительное.

И тем интереснее наблюдать за антагонистом серии (а, может, и всего сезона) – заместителем инспектора группы безопасности корпоративных тактических сил Сирилом Карном. Отчасти, конечно, образ клишированный: молодой руководитель, оттого неуверенный в себе и не могущий себя уверенно подать, но целеустремлённый и верящий в правое дело. Сто раз таких видели.

Ну прямо злой злодейский злодей. Или нет?..
Ну прямо злой злодейский злодей. Или нет?..

Но отдаю должное, сыгран и подан Сирил отлично. Чего стоит только короткая сцена, когда Карн замешкался перед тем, как открыть дверь и пройти к своим подчинённым, чтобы в силу должности давать им соответствующие указания. Короткий момент, но как подчёркивает персонажа и его окружение.

И знаете, что по итогу стартового эпизода? "Андор" мне видится "анти-лукасовскими" "Звёздными войнами". Здесь вместо привычных топорных диалогов сказочных героев – разговоры живых людей. Вместе "космооперной" атмосферы – мрачная будничная серость. А главное, здесь героя и злодея поменяли местами. Тут герой – это сомнительная личность с чисто коммерческими интересами. А злодей – идеалист, стремящийся к справедливости. Подумайте об этом, представив, что в сериале вообще нет Кассиана, а история рассказывается с позиции Сирила Карна, который ищет какого-то преступника, чтобы привлечь к ответственности. Сирил Карн – точно антагонист после этого?..

Он ещё и денег должен. Измельчали нынче герои...
Он ещё и денег должен. Измельчали нынче герои...

Это хороший ход для деконструкции "Звёздных войн" как общественного явления. Также это великолепный зачин для истории противостоянии сил добра и зла, где на стороне добра выступает злодей, а на стороне зла – герой. Те, кто ждал неоднозначные "Звёздные войны", дождались…

Ну а для всех остальных – это не те "Звёздные войны", что вы ищете.